После выхода в 1973 году картины «Американских граффити» Джордж Лукас задумал сделать картину в стиле старых приключенческих киносериалов 1930 - 1940-х годов. Он изложил свои идеи в документе, озаглавленном «Приключения Индианы Смита» и обратился за помощью к сценаристу Филипу Кауфману. Тот предложил использовать в качестве макгаффина Ковчег Завета. Лукасу понравилась идея, но дальше этого дело тогда не пошло. Лукас решил, что вначале ему стоит осуществить проекты мечты и снять фильм-космооперу, который мы сейчас знаем под названием «Звездные войны».
Джордж Лукас был уверен что «Звездный войны» ждет оглушительный провал. Поэтому перед премьерой фильма он улетел на Гавайи, чтобы скрыться от студии и назойливых журналистов. Даже известия об огромном успехе картины не подвигли его к возвращению в родные пенаты. «Звездный войны» довели Лукаса до нервного истощения, и режиссеру был жизненно необходим отпуск, который он проводил в компании своего закадычного друга Стивена Спилберга.
Как-то раз, занимаясь строительством песчаного замка на пляже, Спилберг рассказал Лукасу о своей давней мечте — снять фильм про Джеймса Бонда.
Однажды он уже предлагал свою кандидатуру продюсеру Альберту Р. Брокколи. Но тот отказал, мотивировав это неопытностью Спилберга как режиссера.
Спилберг часто любил повторять, что никогда не просит ничего дважды. Но он был таким большим фанатом агента 007, что собирался сделать исключение и еще раз обратиться к Брокколи. Лукас решил отговорить Спилберга и в качестве альтернативы изложил свою старую идею фильма про Индиану Смита. Выслушав друга, Спилберг охарактеризовал героя как Бонда без гаджетов. Концепция пришлась ему по душе, но вот имя... Ни секунды не задумываясь, Лукас спросил «Тебя устроит фамилия Джонс?». На том и договорились.
В финале «Индиана Джонс и последний крестовый поход» мы узнаем, что главного героя назвали в честь пса. Это чистая правда. Собака Джорджа Лукаса породы аляскинский маламут действительно носила имя Индиана.Эта собака вообще оставила больший след в истории кинематографа, чем иные актеры и режиссеры. Индиана очень любил ездить с хозяином на переднем сиденье автомобиля, что в свое время вдохновило его на создание персонажа Чубакки.
Начальный сценарий «Ковчега» был намного масштабнее итогового фильма. Согласно сюжету, Джонсу вначале приходилось отправиться в Шанхай чтобы выкрасть из дворца местного полководца часть наконечника посоха Ра. В процессе ограбления археолог сражался с парой самураев, а затем бежал, прячась за катящимся гонгом от автоматчика.После этого Джонс садился на самолет, который направлялся в Непал. Когда герой засыпал, выяснялось, что все пассажиры были подсадными. Они похищали багаж Джонса и выпрыгивали с парашютами. Джонс просыпался в уже пустом самолете без топлива. Чтобы спастись, он надувал резиновую лодку, в которой выпрыгивал на склон горы. Помимо этого, в финале имелся зрелищный эпизод побега Инди и Мэрион с нацисткой базы на вагонетке.От всех этих сцен пришлось отказаться из-за бюджетных ограничений. Тем не менее, Лукас и Спилберг не забыли о них, позже выстроив вокруг них сюжет следующей части приключений археолога.
Это может показаться странным, но Спилбергу и Лукасу долго не удавалось найти студию, согласную профинансировать «В поисках утраченного ковчега». Всему виной стали провал последнего на тот момент фильма Стивена Спилберга «1941» и огромный перерасход бюджета «Империи наносит ответный удар», нанесший сильный удар по репутации Лукаса. В итоге, интерес к проекту проявили лишь в Paramount, но и там не особо верили в то, что картина станет большим хитом. Всеми правдами и неправдами Лукасу удалось выбить 18-миллионный бюджет. Но условия были жесткими. Лукас гарантировал, что Спилберг не превысит бюджет и не затянет съемки.Спилберг сделал все, чтобы не подвести лучшего друга. Перед началом съемочного периода была проведена огромная подготовительная работа. Сценарий был неоднократно переписан, пока в нем не осталось только то, что нужно для истории; за полгода до начала съемок были сооружены миниатюры всех основных локаций. Таким образом, когда съемочная группа прибывала на место, Спилберг уже знал, что и откуда лучше снимать, тем самым экономя массу времени.Кроме того, режиссер пригласил сразу четырех иллюстраторов, сделавших подробнейшие раскадровки всех сцен. Каждый кадр картины был тщательно проработан заранее. По словам Спилберга, «В поисках утраченного ковчега» до сих пор остается самым «раскадрованным» фильмом в его карьере.
Чтобы гарантированно уложится в отведенные ему сроки, Спилберг принял решение снимать «грязно и быстро». Вместо того, чтобы делать по 30-40 дублей каждой сцены, Спилберг в среднем обходился лишь четырьмя, снимая только то, что было запланировано. Он работал по принципу никакой лишнего материала, никакой ненужной претенциозности. По словам Спилберга, снимай он в своей обычной манере, кино бы скорее всего значительно отличалось по духу от привычного нам образа — и не факт, что в лучшую сторону.
Одним из помощников раскадровщиков фильма был некий Майкл Бэй, которому в то время только исполнилось 15 лет. Он принимал участие в прорисовке экшн-сцен. Бэй кстати считал, что фильм получится плохим. Но когда он посетил премьеру, то испытал такое сильное воодушевление, что решил сам стать режиссером. Уверен, далеко не все киноманы занесут это в актив картине Спилберга.
Поиски актера на роль Индианы Джонса оказались не такой уж и простой задачей. Для Спилберга с самого начала все было очевидно: он считал, что Харрисон Форд станет идеальным попаданием в образ. Но Лукас был против. У него имелся своеобразный принцип — никогда не брать в новые проекты актеров, с которыми уже работал раньше. Один раз Лукасу пришлось его нарушить (когда Форду досталась роль Хана Соло), но больше он не собирался этого делать. Так что Лукас заявил Спилбергу что Форд не станет «его Бобби Де Ниро» (т.е. парнем, которого он «пропихивает» в каждый свой фильм), и нужен кто-то другой.После продолжительных поисков Лукас остановил выбор на актере Томе Селлеке. Но дело в том, незадолго до встречи с кинопродюсерами, Селлек подписали контракт на главную роль в сериале «Частный детектив Магнум», съемки которого должны были начаться вскоре после завершения работы над «Ковчегом». И вот, всего за несколько недель до выхода на площадку к Спилбергу, Селлеку объявили, что работа над пилотным эпизода «Магнума» начнется раньше, чем запланировано. Актеру пришлось выбирать между двумя проектами. После мучительных раздумий (он даже просил совета у лучшего друга), Селлек решил, что правильным решением будет выполнить заключенный первым сериальный контракт и отказался от «Ковчега».В ситуации, когда за две недели до начала съемок проект лишился исполнителя главной роли, Лукасу ничего не оставалось, как наступить на горло собственной песне и согласиться на предложение Спилберга отдать роль Харрисону Форду. Так что по сути, Форд получил две главные роли в своей жизни, если и благодаря знакомству с Джорджем Лукасом, но вопреки его воле. Что же касается Селлека, то по иронии судьбы всего через пару дней после того, как контракт с Фордом был подписан, съемки «Магнума» были перенесены на полгода вперед. Селлек еще ждал их начала на Гавайях, в то время как там была отснята заключительная сцена «Ковчега». Прими актер иное решение, и мы бы знали совсем другого Индиану Джонса.Как бы выглядел Селлек в роли археолога можно представить из небольшого кусочка его экранной пробы вместе с актрисой Шон Янг. Она была очень близка к получению роли Мэрион Рэйвенвуд, но в итоге партия досталась Карен Аллен. Впрочем, всего через год Янг сыграла вместе с Фордом в другой культовой классике 1980-х.
Том Селлек и Шон Янг были далеко не единственными актерами, кто выпал из фильма. Спилберг очень хотел, чтобы Дэнни Де Вито сыграл араба Саллаха. Увы, но ему пришлось отказаться от предложения из-за занятости над другой кинолентой. На роль одного из нацистов Спилберг планировал позвать Романа Полански. Тот был заинтригован, но лететь в Тунис на съемки не захотел.Тогда Спилберг прислал сценарий великому Клаусу Кински. Но актер наотрез отказался, в характерной для себя манере назвав сценарий «идиотским и дерьмовым, как и у многих других подобных фильмов». Впрочем, скорее всего оно и к лучшему. Вспоминая истории о том, что Кински вытворял во время съемок, становится понятно, что Спилберг никогда бы не смог совладать с ним.
Для большинства участников картины съемки в Тунисе стали настоящей попыткой. Почти все, включая и Харрисона Форда, слегли с дизентерией. Болезнь серьезно повлияла на сюжет фильма. В сценарии имелась большая экшн-сцена, где Индиана Джонс дрался с вооруженным мечом арабом. Подготовка этого эпизода длилась несколько недель.К началу съемок эпизода Форд все еще крайне неважно себя чувствовал. После нескольких мучительных дублей, он попросил у Спилберга разрешения «просто пристрелить засранца». Услышав фразу, члены съемочной группы рассмеялись и Спилберг моментально понял, что так действительно будет намного лучше. Сцена была переделана. Сразу после дубля Форд помчался в отель, а срок съемок в Тунисе сократился на целую неделю.
«В поисках утраченного ковчега» стали самой кассовой картиной 1981 года, собрав свыше 400 миллионов долларов в мировом прокате. Фильм номинировали на девять золотых статуэток, включая лучший фильм, режиссуру, операторскую работу и музыку. В итоге, картина удостоилась Оскаров лишь в технических номинациях.
Но, хоть Спилберг и Лукас остались без золотых болванчиков, они получили кое-что куда более ценное — не иссякающую народную любовь. За минувшие 36 лет «В поисках утраченного ковчега» попали в подавляющее большинство списков лучших фильмов всех времен и народов, а Индиану Джонса по праву называют одним из величайших киногероев в истории. Такое не купишь ни за какие Оскары.
Для желающих поддержать
Journal information