

Бывает, что проваливаются оба наспех снятых фильма. Такая судьба постигла в 1997 году “Пик Данте” и “Вулкан”. Бывает, что оба фильма оказываются успешными – как, например, вышедшие годом позже “Армагеддон” и “Столкновение с бездной”. Ну и разумеется, иногда бывает что вышедший раньше фильм оказывается успешен, а вышедший позже проваливается – и тогда тому, кто опоздал, остается лишь нервно кусать локти. За подобным примером не нужно далеко ходить, достаточно просто вспомнить вышедшие в прошлом году “Падение Олимпа” и “Штурм Белого дома”.

В 1989 году, среди обезьян, содержащихся в исследовательской лаборатории в городе Рестон, вспыхнула загадочная эпидемия. Зверушки начали умирать пугающими темпами (всего погибла треть из содержащихся там нескольких сотен животных), после чего образцы крови больных обезьян были направлены в Форт-Детрик, где находится бактериологический центр армии США.

К счастью, тогда все обошлось – как выяснилось позже, вирус Эбола мутировал в неопасную для человека версию (ее назвали вирусом Рестона) и тот штамм был опасен только для обезьян.


А еще через два года, Престон написал полноценную книгу.
Этой статьей заинтересовались в Голливуде. По всей видимости, сочетание фраз “смертоносный вирус” и “20 миль от центра Вашингтона” показалось им весьма привлекательным. За право на экранизацию статьи (!) развернулась настоящая война, победителем из которой вышла продюсер Линда Обст и студия 20 Век Фокс. Чтобы адаптировать материал для фильма, за полумиллионный гонорар ими был нанят сценарист Джеймс Харт. Видно из-за солидарности с женским полом, Обст считала, что в центре истории должен стоять сильный женский персонаж. И Харт сделал главным героем уже упомянутую Нэнси Джакс (инцидент с порезанной перчаткой кстати перекочевал в сценарий, точно так же как и нюхание колбы неосторожными лаборантами). Согласие на режиссуру фильма дал Ридли Скотт, гонорар которого должен был составить 4 миллиона долларов + 5% от сборов. Главную роль же планировалась отдать Джоди Фостер, которая должна была получить такой же гонорар, что и Скотт.

В то же время, продюсер Арнольд Копельсон, боровшийся с Обст за право купить статью Престона и в итоге проигравший, решил преподнести наглядный урок, как надо снимать фильмы. Я полагаю, что в какой-то момент он вероятно подумал о чем-то вроде "зачем вообще тратить миллионы долларов на покупку прав, когда можно просто найти сценаристов, условно говоря работающих за еду, которые смогут написать мне сценарий со своим собственным б


По заверению авторов, все совпадения разумеется были случайны
Копельсон купил его за 250 тысяч долларов и заплатил еще 500 тысяч Тэду Толли (известному в частности своей адаптацией “Молчания ягнят”), чтобы тот добавил в сценарий “триллерности” - т.е. плохих военных, пытавшихся использовать вирус в своих целях. Проект получил название "Эпидемия".
Будь “Горячая зона” снята, вышла бы она лучше или хуже творения Вольфганга Петерсона? В интернете можно найти сценарий Джеймса Харта, датированный октябрем 1993 года, который позволяет составить определенное мнение по этому вопросу.
За вступительной сценой в 1976 году в Заире, и представления доктора Карла Джонсона, который и обнаружил вирус Эбола (его и должен был играть Редфорд), действие переносилось в 1989 год. После начала эпидемии среди обезьян и обнаружении вируса (в этой версии он, разумеется, был далеко не безвреден для человека), Джакс находила ушедшего в отставку Джонсона, после чего они начинали сообща искать лекарство от Эболы. Далее, несколько человек заболевали Эболой, включая одного из ученых, через которого впоследствии заражалась дочь героини. После отчаянных попыток отыскать лекарство, Джонсону удавалось найти человека с иммунитетом, а Джакс использовала некую экспериментальную технологию чтобы изготовить сыворотку и спасти тех, кто не умер.

Основная проблема этого сценария заключалась в его рваности. С одной стороны, в основу истории вроде бы и положены реальные события. С другой, на эти реальные события наложена большая куча вымысла. Уже одно то, что в финале герои чудесным образом синтезируют лекарство от Эболы, после чего через пару страниц следует титр, любезно напоминающий что на самом деле никакого лекарства не существует, сильно раздражает.
При всем при этом, для триллера в этом сценарии была слишком мало напряжения. Для экшна - совсем не было действия. Для драмы - слишком слабые персонажи. К слову сказать, дописанный по просьбе студии персонаж Карла Джонсона смотрелся достаточно искуственно и без него история бы ничего не потеряла, скорее наоборот - так что Фостер в своих требованиях возможно в чем-то и была права. Так что, я бы охарактеризовал эту версия сценария как "ни рыба ни мясо". Для блокбастера он совсем не блокбастерный, а для старающегося быть реалистичным фильма уж слишком много допущений и условностей. В этом плане то же “Заражение” смотрелось куда лучше.
И потому, на мой взгляд, будь "Горячая зона" снята, у нее не было бы особых шансов против “Эпидемии”. У Вольфганга Петерсона хоть и получился далеко не шедевр, но скажем так, классический фильм из 90-х: в меру динамичный и не провисающий, в меру следующий штампам, с парой действительно запоминающихся сцен и с хорошими актерами, которые хоть и особо не напрягались, но с другой стороны и не халтурили. При всем при этом, на него потратили 50 миллионов долларов, всего на 5 больше, чем хотели на “Горячую зону”, где вообще не было никакого размаха.

Journal information