Спустя почти десятилетие забвения, Блэк вернулся. В этот раз не только в качестве сценариста, но еще и режиссера. Его дебютом стала лента «Поцелуй навылет». Потом он попробовал себя на блокбастерной ниве, сняв «Железного человека 3». Затем были «Славные парни». Но есть еще одна вещь, всегда стоявшая особняком в фильмографии Блэка: первый «Хищник». Он внес несколько правок в скрипт, и даже сыграл в фильме одну из ролей — спецназовца Хокинса (любителя шуток в очках), который погиб первым.
Я не буду пересказывать тут историю создания картины 1987 года (в конце концов, она через пару месяцев отметит 30-летний юбилей, тогда и поговорим), скажу лишь, что после первого «Хищника», ни один из последующих фильмов франшизы и близко не подобрался к его успеху. «Хищник 2» стал кассовым разочарованием для студии. «Чужой против Хищника» хоть и собрал денег, но не сильно обрадовал фанатов. «Хищники» стали попыткой серии вернуться к истокам. Концепция казалась неплохой, но вот реализация, откровенно говоря, выдалась средней.И вот, когда фанаты уже отчаялись дождаться хорошего фильма про инопланетного охотника, на горизонте забрезжил лучик надежды. В 2014 году Шейн Блэк предложил студии 20 Век Фокс идею картины, которая должна будет вытянуть франшизу из того болота, в котором она прозябала последние четверть века. Боссы одобрили идею. В итоге, Блэк получил карт-бланш: вместе со своим давним соратником Фредом Деккером он написал сценарий и буквально позавчера приступил к съемкам фильма. Премьера нового «Хищника» намечена на 9 февраля 2018 года.
Сценарий «Хищника», о котором пойдет речь, датирован 17 апреля 2016 года и насчитывает 133 страницы. Прежде чем приступить к обзору, должен предупредить. Далее в тексте будет достаточно много сюжетных спойлеров. Я был бы рад обойтись без них (все-таки, я люблю почти все творчество Блэка, хотя забегая вперед скажу, что это не тот случай), но многие вещи сложно объяснить, не рассказывая о чем там идет речь.
Итак, завязка действия начинается на Кубе. Наш главный герой с неприметным именем Стив Маккена — боец американского спецназа. Вместе со своим отрядом он собирается ликвидировать какого-то наркобарона и освободить заложников. Внезапно с неба в буквальном смысле падает спасательная капсула с космического корабля. Маккена добирается до места падения и находит там тело Хищника, который от удара потерял сознание. Не растерявшись, бравый вояка быстро экспроприирует шлем и оружие пришельца в качестве доказательства контакта. В этот момент прилетает зловещий черный вертолет с наемниками из ЦРУ. Маккена понимает, что запахло жаренным, и убегает. Вскоре Хищник приходит в себя, и убивает не столь расторопных бойцов отряда Маккены. Затем пришельца выслеживают наемники и усыпляют. Потом люди в черном ловят и самого Маккену. Но к этому моменту герой уже успел отправить по почте в свою камеру хранения инопланетные артефакты.
Перечитав предыдущий абзац я вдруг осознал, что уже в завязке главный герой предстает в каком-то не самом положительном свете. Вначале он обворовывает космического гостя, а затем бросает свой отряд. И знаете, это впечатление еще больше усиливается, потому что вскоре выясняется, что Маккена не заплатил за камеру хранения. Это приводит к тому, что все вещи оттуда пересылают ему домой (сразу чувствуется подготовка профессионала!). Это дает нам шанс познакомиться с семьей героя — женой-разведенкой и сыном-аутистом по имени Роби. Понятное дело, сын героя скрытый гений с удивительными лингвистическими способностями, а в школе ему не дают прохода хулиганы-старшеклассники. Для полного комплекта штампов не хватает разве что астмы.
После этого вступления, действие разбивается на три параллельно идущие сюжетные линии:
А) Мы знакомимся с главной героиней — ученой по имени Кейси. Она получает приглашение от ЦРУ и отправляется на секретную базу, где держат в плену Хищник. Там она пытается наладить межвидовой диалог и учит инопланетный язык. В результате ее мозг полностью перестраивается и она начинает видеть будущее… стоп, это я перепутал с другим фильмом. Так, еще раз. Героиня изучает биологию Хищника. Когда она узнает, что пришельца очень легко поймали, а на базе хранится куча оставшегося после прошлых фильмов инопланетного оружия, в ее голову закрадываются нехорошие подозрения. Но слишком поздно. Увы, но никто из наемников не смотрел ни «Темного рыцаря» ни «Мстителей». Видно, они планировали сделать это на пенсии, до которой всем им оставалось всего три дня…Б) Маккена тем времени пребывает в психушке. Коварные ЦРУшники сделали так, что героя признали сумасшедшим. Вскоре Маккену сажают в автобус с еще шестью экс-вояками, которые тоже должны провести остаток жизни в дурдоме. Но во время перевозки охрана получает приказ доставить Маккену на ту самую секретную базу — героя хотят еще раз допросить. Не спрашивайте меня, зачем отправлять автобус, наполненный особо опасными заключенными на режимный объект, когда нужен лишь один из них — вот ссылка на твиттер Блэка, спросите сами. Автобус прибывает как раз в тот момент, когда Хищник вырывается наружу. Маккена пользуется моментом, чтобы освободиться. При поддержке психотряда заключенных он спасает Кейси, после чего они устраивают зрелищный побег на чопперах.
В) Ну а пока происходят все эти события, Роби исследует артефакты Хищника, буквально за пару страниц «взламывает» их, и обучается инопланетному языку. Это запускает цепь событий, в результате которой на Землю прибывает еще один Хищник. В сценарии он назван Апгрейдом. Он трехметрового роста и внешне больше похож на человека, нежели классические Хищники. Ему нужен артефакт, который находится у Роби.
Наконец, все три линии сплетаются воедино. Маккена с психотрядом добирается до своего сына в тот самый момент, когда его находят сбежавший Хищник и Хищник-Апгрейд. И знаете, несмотря на все мои шутки и логические несостыковки, первая часть сценария выглядела достаточно интересной. Мифология расширялась и хотелось узнать, к чему все идет. Но во второй половине на нас выкидывают большое количество, мягко говоря, спорных сюжетных откровений. Например, выясняется, что Апгрейд кто-то вроде межгалактического киллера. Его задача — убить Хищников-диссидентов, которые прячутся на Земле в Зоне 52 и работают на организацию, защищающую Землю от инопланетян.
Ближе к финалу герои находят во Флориде спрятанный корабль Апгрейда (он был угнан Хищником-диссидентом из вступления). Вскоре туда заявляется его владелец, высвобождает кучу инопланетных гибридов (трехногие Хищники, хищники-пауки и.д.), после чего… они дружной толпой уходят на своих двоих атаковать Зону 52. Не, серьезно, скрипт никак не объясняет ни почему Хищник просто оставил свой корабль и пошел пешком, ни как он вообще узнал, где скрываются диссиденты. Подобная непроработанность приводит к достаточно странной последовательности сцен. Герои садятся на вертолет и летят в Зону 52, где после небольшой экспозиции им объясняют, что нужно срочно доставить Хищников-диссидентов… на тот же самый корабль. При этом, все персонажи видимо где-то подхватили амнезию. Иначе мне сложно объяснить, почему вместо того, чтобы снова взять вертолет, для транспортировки Хищников используют автомобили (может у пришельцев страх высоты?). Кстати, я уже говорил, что всем этим военным из Зоны 52 осталось всего 3 дня до пенсии? И что это вообще за организация по защите Земли, которая не может защитить свой штаб от группы пеших мутантов?
Конечно, все это прикрыто большим количеством разнообразных экшн-сцен. Тут и нападение гибридов на базу, и эпизод, где сын главного героя рулит инопланетным кораблем и, я не шучу, розовый вертолет. Я некоторое время думал, что же тут не так (если конечно не брать во внимание сомнительную логику происходящего), но затем понял, что это достаточно очевидно: цели и мотивации персонажей. Во всех предыдущих фильмах все было крайне просто. Или герой выживет, или его череп украсит стенку охотничьего домика где-нибудь на Бетельгейзе. Тут же в первой половине скрипта худо-бедно, но у персонажей была понятная мотивация. Но во второй все обстоит куда печальнее. Нам никак не объясняют, что будет, если Апргейд убьет диссидентов и почему это вообще должно хоть кого-то волновать. Отсюда и хромающая логика и нелепые поступки. Все, лишь бы поставить героя и его семью в опасность. Иначе просто непонятно, за каким хреном герой рискует жизнью — ведь Апгрейд же прилетел не ради охоты за ним.
Знаете, не так и просто дать какую-то однозначную жанровую оценку сценарию Блэка. Но я все же рискну. Я бы описал его, как смесь масштабной приключенческой картины, черной комедии и семейного фильма. Что, вы ждали не этого? Ну, в одном из интервью Блэк прямо заявил, что хочет придать ленте такой же масштаб, дух удивления и новизны, как «Близкие контакты третьей степени». Теперь вы знаете, что получается, когда создатели «Хищника» вдохновляются Спилбергом.
Ладно, оставим пока что логику в покое и просто поговорим про отдельные элементы скрипта Блэка. Да, хоть попытка вернуть Хищника к истокам (т.е. забросить отряд крутых парней в джунгли) и не слишком удалась, но вполне можно было перенести действие в далекое будущее или же наоборот, в прошлое. Но честно, я вполне могу понять мотивы Блэка. Каждый автор обычно стремится работать на знакомой ему территории. А территория Блэка это фильмы про двух непохожих напарников, обменивающихся искрометными диалогами, с черным юмором, элементами нуара и стандартным похищением злодеями отпрыска главного героя. И все действие обязательно происходит в канун Рождества.И знаете, большая часть вышеперечисленного присутствует в сценарии нового «Хищника». Диалоги, канун праздника (правда в этот раз не Рождества, а Хэллоуина), юмор. Господи, даже сына героя похищают, причем дважды (да, Хищник становится киднеппером, что дальше — азартные игры и наркотики?). Юмора тут много. Даже слишком много. В паре мест сценарий опасно приближается к грани, отделяющей иронию от самопародии. Например, Хищник отрывает руку и голову одному из ученых, и затем таскает их с собой, чтобы проходить систему идентификации. Или же сын героя надевает на себя маску и пушку Хищника и решает прогуляться по улицам города в разгар Хэллоуина. Он натыкается на школьных хулиганов, кто-то кидает в него яблоко, и оружие Хищника автоматически воспринимает это как нападения с соответствующими печальными последствиями. Ну, по крайней мере, я считаю эти сцены комедийными. Просто не представляю, как такое может восприниматься всерьез на большом экране.
Как и в предыдущей картине в сюжете присутствуют «собаки Хищника». Одна из них после случайной лоботомии даже перейдет на сторону героев и окажется очень даже милой
В творении Блэка есть сцена, где Апгрейд и беглый Хищник впервые встречаются лицом к лицу, после чего переросток убивает его одним ударом. На мой взгляд, это просто прекрасная метафора на весь сценарий, где ради эффекта «удивления и новизны» автор буквально разрывает классику на кусочки.
Конечно, пока еще рано судить о том, на чем будет строиться маркетинговая компания «Хищника» и как будет позиционироваться фильм. Также может быть, что сценарий за прошедший год основательно переписали. Возможно, тест-просмотры пройдут плохо, и что-то переснимут. Но все же, не думаю, что на выходе тональность сильно изменится. Поэтому я считаю, что нужно сразу расставить точки над «i». Судя по сценарию, новый «Хищник» должен представлять собой смесь большого приключенческого экшн-фильма, черной комедии и семейной картины. Если трейлеры будут выдавать это кино как серьезный фильм, являющийся истинным продолжением оригинала — на выходе мы точно получим огромную массу возмущенных фанатов.
Journal information