Могла ли судьба проекта сложиться по-другому? Мне кажется что да, но для этого студии изначально нужно было делать все полностью по-другому, начиная от выбора режиссера и заканчивая бюджетом фильма. Впрочем, стоит отметить, что начальный сценарий по стилистике и содержанию тоже крайне сильно отличался от итогового продукта, что лишь в очередной раз подтверждает общеизвестное правило. Да, в Голливуде можно написать и продать за большие деньги сценарий, который станет основой крупного блокбастера. Но, если ты при этом не режиссер картины, то вероятнее всего что после всех правок, продюсерского контроля и пересъемок в итоговом фильме от этой начальной работы останется лишь общий замысел и имена персонажей.

Итак, сценарий Криса Моргана начинался со сцен, где лорд Асано и командир его самураев Оиси осматривали окрестности замка, чтобы убедиться, что все готово к давно запланированному визиту сегуна. Во время инспекции дорог, на них нападала банда ронинов, и мы впервые видели мастерство Оиси, который с легкостью справлялся с полудюжиной противников (сценарий предполагал, что перед началом экшн-сцен мы бы "видели" глазами Оиси как он оценивает опасность и определяет в каком порядке и как будет убивать врагов).
Далее мы знакомимся с еще одним персонажем истории – молодым полукровкой Минору (ему 25 лет), у которой роман с дочерью Асано Микой, и которые вынуждены скрывать свою связь. В отличии от фильма, никто из людей Асано не третирует Минору – просто сам герой отлично понимает, что из-за своего происхождения, ему никогда не стать самураем.
И вот, в замок Асано с визитом пребывает лорд Кира, а затем и сам сегун. Закон под страхом смерти запрещает кого-либо обнажать оружие когда в доме находится сегун – и Кира пользуется этим и намеренно провоцирует Асано, заставляя того выхватить свой меч при свидетелях. В результате, Асано приходится совершить сэппуку, чтобы избежать позора. Сегун отдает земли Асано Кире, и приказывает Мике после года траура выйти за него замуж. Что касается самураев Асано, то те решают дать бой, чтобы не жить с позором – но Оиси отговаривает их, и предлагает вместо самоубийственной атаки подождать, чтобы свершить месть, когда Кира не будет этого ожидать. В результате, ставших ронинами самураев изгоняют, а самого Оиси бросают в темницу, чтобы сломать его (сегун запрешает Кире убивать его).


После того, как Оиси удается собрать 47 человек, встает вопрос об оружии. Оиси и несколько человек отправляются в Эдо чтобы купить мечи. Но проблема заключается в том, что старое искусство изготовление оружия почти полностью утеряно, а теперешнее холодное оружие обладает крайне плохим качеством, и к тому же его постепенно вытесняют мушкеты.
Но все же ронинам улыбается удача – им удается найти старика айна (это коренные обитатели японских островов) который предлагает им мечи, которые выкованы живущими в недрах горы Фудзи легендарными кузнецами, которые сохранили старые оружейные традиции.
Оиси соглашается и ронины отправляются в путь. Когда они достигают горы, на них нападают нанятые Кирой ниндзя, который не поверили что Оиси не представляет более опасности и решил перестраховаться. Начинается самая зрелищная сцена скрипта – вначале герои отбиваются от ниндзя, которые словно чужие спускаются по стенам погруженного во тьму чайного домика. При этом, поскольку ниндзя использую что-то вроде светошумовых гранат, а сцену мы видим глазами контуженного взрывом Оиси, то все действие проиходит без малейшего звука.
Затем, следует новая схватка в недрах самой горы, где текут реки лавы. Там, мы наконец видим тех самых живущих внутри нее кузнецов (они огромны, кожа их закалена постоянным жаром и в сценарии они сравниваются с ограми). Кузнецы помогают ронинам и те убивают всех нападавших, а затем покупают мечи, которыми без труда можно перерубить любой другой клинок.

После этого, Оиси решает воспользоваться тем, что Кира отправил почти все силы на поимку беглецов и решает атаковать его замок, где почти никого не осталось. Пока основная масса ронинов захватывает ворота, после чего в стиле 300 спартанцев удерживает в узком проходе многотысячную армию врага, сам Оиси ищет Киру, а Минору свою возлюбленную. Оиси удается обезглавить врага и свершить месть, а Минору сражается с гигантским самураем в доспехах, с которым он уже бился на состязании в начале скрипта. Разумеется, он хоть с трудом, но побеждает его.
После убийства Киры, ронины становятся народными героями и сегун сталкивается с непростой дилеммой – если он казнит их, то рискует получить восстание, а если нет – значит одобрит неповиновение себе. К счастью, Оиси предлагает сегуну разрешить им уйти из жизни как самураям, сделав сэппуку, что позволит сегуну сохранить лицо. Правитель соглашается, но при условии что сын Оиси останется жить, чтобы спродолжить его род. Ронины отправляются на церемонию, где сегун называет Минору самураем, тем самым осуществляя его мечту и признавая его равенство с остальными. Герои совершают сэппуку - и теперь они легенда.
Таким был начальный сценарий. Я не могу сказать, что он выделялся чем-то сверхъестественным в плане сюжета или персонажей – да, это голливудский блокбастер по мотивам, но все таки у него был определенный стиль и настроение, и вдобавок большое количество изобретательных экшн-сцен. Но после того, как проект был запущен в производство, сценарий сразу же стал изменяться. Я думаю, первое и самое очевидное, что бросилось в глаза любому продюсеру это то, что все персонажи были японцами. Конечно, в сценарии был персонаж полукровки – но он даже не являлся главным героем.


Конечно, “300 спартанцев”, под стиль которых был явно ориентирован скрипт, рейтинг совсем не помешал собрать почти полмиллиарда долларов в мировом прокате. Другое дело, что их бюджет составлял всего 65 миллионов долларов, плюс у них был куда более широко известный первоисточник (речь как о комиксе, так и о лежащем в основе историческом событии), плюс еще не приевшийся к тому моменту характерный визуальный стиль.
В данном же случае, Карл Ринш оказался совсем не Заком Снайдером, бюджет разросся до непомерных 175 миллионов долларов (при этом, денег все равно не хватало и самые зрелищные сцены начального сценария были благополучно выкинуты). О рейтинге R вероятно забыли еще на этапе пре-продакшна. А затем, в какой-то момент кто-то вероятно подумал, что раз история и так не слишком историческая, то почему бы не добавить сюда вдобавок к гротескным персонажам еще и ведьм, магии, сказочных существ и всего такого на потеху публике.

Еще один полностью пропавший во время переписываний элемент – столкновение старого и нового уклада. Да, пускай и изначально это был всего лишь сценарий фэнтезийного блокбастера, даже не уровня “Последнего самурая” - но тем не менее эта тема неоднократно озвучивалось по ходу действия. Например, тот же подсюжет с утерянным искусством изготовления мечей. Или то, что главный злодей был сторонником новых технологий (мушкеты и пушки) и вообще вся история была завязана на том, что Кира захотел захватить не используемые земли Асано, чтобы использовать их в качестве сельхозугодий для обеспечения продовольствием своей современной армии.

В результате, копилка крупных голливудских провалов пополнилась еще одной историей выдержанных в лучших традициях жанра. Студия одобрила концепцию, которая казалось способна принести достаточно неплохую прибыль. Затем начались переписывания сценария, был нанят режиссер не обладающий достаточным весом в индустрии, каждая из сторон тянула одеяло на себя. Как результат – пересъемки, раздутый бюджет, и итоговый провал фильма, который имел не так и много общего с начальной идеей.
Да, иногда даже в таких ситуациях картину удается спасти – можно вспомнить ту же “Войну миров Z”. Но отличие между этими двумя лентами заключается в том, что: а) Война была основана на куда более известном первоисточнике (да и сама тематика зомби куда популярнее самурайской) б) Создатели Войны пошли на риск и не ограничиваясь полумерами полностью пересняли треть фильма, что себя оправдало в) Брэд Питт все же является куда более популярным лицедеем, нежели Киану Ривз, да и в отличии от фильма Ринша, сюжет Войны был изначально целиком заточен под его персонажа
В итоге, после еще одного провала крупнобюджетного оригинального проекта, которых в этом году было как никогда много, студии вероятно будут еще менее охотно давать деньги под несиквелы и неэкранизации комиксов. Конечно, по мотивам всей этой истории можно было бы сказать, что продюсеры сами виновата и жалеть тут некого – но ведь есть еще и зритель, который теряет возможность увидеть в будущем какие-то оригинальные проекты лишь благодаря плохому студийному руководству. Ведь прежде чем потратить большие деньги а потом думать кто виноват и что делать, продюсеры могли бы поступить и наоборот. Хотя бы для разнообразия.

Journal information