
Так что, когда мне попался альтернативный скрипт четвертой части за авторством Джеффри Боама, который описывался как куда более серьезный и технически сложный, нежели итоговый фильм, я конечно же не мог отказать себе в его прочтении в надежде, что эта история мне понравится больше и я, как обычно, смогу посетовать, какие же эти голливудские продюсеры нехорошие люди, раз отказались от него. Но перед тем, как рассказать про сценарий, нам вначале нужно погрузиться в историю франшизы, вспомнить ее истоки, и какую роль в ней сыграл этот самый Джеффри Боам.



Джоэл Силвер и Шейн Блэк
После успеха картины, Шэйн Блэк в соавторстве с Уорреном Мерфи написал сценарий сиквела, который сам Блэк считает (по крайней мере, раньше точно считал) лучшей работой в своей карьере. С его слов, это была мрачная и жестокая история, заканчивавшаяся тем, что во время финального боя со своим архиврагом Риггс получал смертельное ранение и медленно истекал кровью. В финальной сцене Мюрто смотрел оставленную Риггсом видеозапись, в которой тот, заранее зная, что не вернется живым, прощался с другом.
Но, конечно же, студия не захотела убивать курицу, несущую золотые яйца, и отвергла работу Блэка. Тот был опустошен отказом и одно время даже собирался вернуть продюсерам свой гонорар за сценарий. После этой истории Блэк навсегда оставил франшизу. Конечно, согласись студия дать зеленый свет его скрипменту для пятой серии, кто знает, возможно, он бы смог триумфально вернуться четверть века спустя… Впрочем, это разговор уже для другого раза.



Пролог истории разворачивался во время Вьетнамской войны. Мы должны были увидеть молодого Мартина Риггса, находящегося во вьетконговском лагере для военнопленных вместе с солдатом по имена Дарелл. Вьетнамцы жестоко пытали Риггса и угрожали убить Дарелла, заставляя его подписать какое-то признание. Но, конечно же, Риггса так просто не взять. Он освобождался, после чего вместе с Дареллом показывал вьетнамцам Рэмбо. Затем герои бежали, а в небе появлялся американский вертолет. Риггс прикрывал Даррела, тот добирался до вертолета и в этот момент по нему открывали огонь. Не желающий умирать Даррел говорил пилоту, что он единственный, кто спасся, и вертолет улетал, оставляя позади Риггса.

Вскоре в сюжете объявляется группа бывших ЦРУ-шников, которую возглавляет тот самый Дарелл из пролога. Они убивают журналиста (для этого, кстати, используют дрон, что для эпохи написания сценария наверно бы смотрелось в новинку), который раскопал что-то серьезное про их незаконную деятельность. Все бы ничего, но этот журналист был бывшим мужем Лорны. Она не верит в официальную версию о несчастном случае, и просит Риггса и Мюрто поискать зацепки. Те направляются в дом убитого и сталкиваются с неонацистами из той самой группировки, которая вроде как взорвала церковь. После перестрелки и длинной погони с участием мотоцикла рассекающему по торговому центру, один из них попадает в руки полиции. Но он не успевает ничего рассказать, потому что в больнице его «навещает» Дарелл.
Дальше следует, на мой взгляд, лучшая сцена скрипта, и про нее я расскажу подробнее. Итак, Дарелл в компании негра и какого-то рыжего, прилетают на вертолете на заброшенную нефтяную платформу. Там их ждет русский оружейный барон по имени Дмитрий Ивашко. Понятно дело, когда он встречает гостей, в руке у него бутылка водки — русский отпивает с горла, после чего вытирает рот рукавом.
Помимо злоупотребления алкоголем, Ивашко еще и продает «стингеры». После того, как Ивашко получает деньги за ракеты, он пытается заставить несчастных экс-ЦРУшников выпить с ним водки (сами понимаете, широкая русская душа и все такое). После того, как те отказываются, Ивашко убивают рыжего, а затем отпускает остальных. Но не печальтесь раньше времени. Когда вертолет взлетает, негр начинает причитать в стиле «что эти коммунистические подонки себе позволяют»? Недолго думая, Дарелл заряжает стингер и прямо из вертолета выпускает ракету по платформе. Не ожидающий такой подости Ивашко даже не успевает допить, как вся платформа взрывается. К сожалению, на этом участие русских в сценарии прекращается.

После серии из нескольких экшн-сцен, в которых Риггс наконец сталкивается с Дареллом лицом к лицу, развязка происходит в аэропорту. Риггс и Дарелл сходятся в рукопашной, и в итоге Риггс стреляет в него из стингера, отправлял на тот свет в стиле «Пипца».

Что ж, вот таким могло быть четвертое «Смертельное оружие» от Джеффри Боама. Видно, что и как Блэк он тоже не оценил стремление продюсеров увести франшизу в комедийно-семейном направлении. В этом плане его работа представляет почти полную противоположность итоговому фильму. Юмора немного (не считая конечно сцены с русскими, но думаю, что среднестатистический американский зритель воспринял бы ее вполне серьезно), тема старения героев вообще никак не обыгрывается (даже фразу «я слишком стар» в скрипте произносит не Мюрто, а совсем другой персонаж), семьи Мюрто (кроме начальной сцены в церкви) в скрипте вообще нет.

Так что, хоть в скрипте Боама и практически нет всего того, что мне так не понравилось в четвертой части, но с другой стороны в нем оказалось не так и много вещей, за которые его можно было бы вспомнить через 20 лет — не считая, конечно же, русских и дрона-убийцы. Автор вроде и пытался выбрать для сюжета актуальный подтекст, но не знаю, как-то оно не особо сработало. История ничего толком не добавляла к характерам героев, а хороший задел для злодея использовался не лучшим образом. Хотя если подумать, а можно ли было ожидать чего-то другого? Очень сложно найти историю, которая бы к четвертой части себя не исчерпала. Если дело дошло до этой стадии, то обычно фильмы уже снимают по принципу «пока хоть кто-то ходит».

Единственное, что нужно добавить ко всему вышесказанному — я прочитал вторую версию сценария (25 октября 1996 года). Первая вроде бы была написана в январе 1995 года, и вполне возможно, что она была интереснее.

Journal information