
Как обычно, Лукас изложил свои идеи в небольшом тритменте, после чего занялся поисками сценариста. Выбор пал на Джеба Стюарта, который приступил к работе уже в конце 1993 года. После нескольких переписываний, в феврале 1995 года он представил 119-страничный сценарий под названием «Индиана Джонс и пришельцы с Марса» (Indiana Jones and the Sauсer Men from Mars).

Шесть недель спустя. Речные пираты, от которых герой чудом спасся в прологе, опять находят его. Они оставляют Джонса на съедение гигантским муравьям и забирают Элейн с собой. Герою удается освободиться, а затем в ходе речной погони нагнать лодку пиратов, отбить Элейн и чудом избежать падения с гигантского водопада. Вернувшись домой, Джонс и Элейн собираются пожениться. На свадебную церемонию прибывают все герои предыдущих частей — отец Индианы, Мэрион Рэйвенвуд, Уилли, Коротышка, Саллах. Но в разгар мероприятия к Элейн приезжают странные люди, после чего она в прямом смысле слова сбегает со свадьбы.
Ничего не понимающий Джонс просматривает бумаги Элейн и узнает, что она работает в разведке. След приводит его в Нью-Мексико, на армейский полигон «Белые пески». Джонс пытается проникнуть внутрь и его арестовывает военная полиция, но зато он добивается встречи с Элейн. Несостоявшаяся жена объясняет нашему герою, что ей пришлось бросить свадьбу, так как она не могла пропустить важнейшее в истории открытие. Джонс крайне скептически относится к ее словам, и Элейн просит руководство разрешить ему участвовать в проекте, так как он может помочь ей в дешифровке неких древних символов. Коллега Элейн по имени Боб Боландер категорически против, но начальство все же удовлетворяет ее просьбу.
Элейн объясняет Джонсу, что несколько дней назад в пустыне разбился инопланетный корабль. Тот вначале не верит ее словам, но после того, как ему показывают обломки корабля, тела пришельцев и, наконец, таинственный инопланетный артефакт, состоящий из ряда движущихся колец с письменами на древних языках, меняет свою точку зрения. Артефакт является источником некой энергии, а его кольца вращаются всё быстрее и быстрее, будто бы участвуя в неком обратном отсчете. У героев совсем немного времени, чтобы попытаться дешифровать символы, прежде чем военные эвакуируют место крушения.

Но американские военные не единственные, кто заинтересован в инопланетных технологиях. Советские агенты с интересными именами Вадим Чеслав и Веска уже проникли на место крушения. Они похищают Элейн вместе с артефактом и планируют вывезти их в Москву. Джонс пытается остановить русских — в процессе погони он дерется на запущенной ракетной тележке, затем его берут в плен и грузят в багажник машины. Но похитители выбирают не ту дорогу и приезжают прямиком в модельный город, где вот-вот взорвется ядерная бомба. Джонс сбегает, и, чтобы спастись от взрыва, прячется в небольшом погребке, накрываясь холодильником, который играет роль защитного панциря.

На земле героев продолжают преследовать пришельцы. Джонс и Элейн прячутся в автокинотеатре, где как раз демонстрируют какой-то дешевый фильм про вторжение инопланетян (вероятно, одна из тех лент, которыми в детстве так увлекался Лукас). Но корабль пришельцев выслеживает их и «выкрадывает» машину с помощью энергетического луча.

Развязка наступает на вершине горы Киимо. Появляются три корабля пришельцев, которые направляют лучи на артефакт. Артефакт заряжается непонятной энергией, после чего Боландер использует его, чтобы расплавить советского агента, а затем пытается проделать то же самое с кораблями пришельцев. Но наступает рассвет, и вместо того, чтобы уничтожить корабли пришельцев, артефакт разрезает самого Боландера на две половинки, после чего всё озаряет яркий белый свет. Когда всё стихает, артефакт, НЛО и тело самого Боландера бесследно исчезают. На последней странице Элейн и Индиана все-таки женятся, Уилли ловит свадебный букет, а Коротышка везет молодоженов в аэропорт.
Если первый акт сценария получился вполне в духе приключений, за которые зрители так полюбили сериал, то к середине становится отчетливо понятно, что в какой-то момент автор свернул не на ту тропинку. Начнем с того, что артефакт пришельцев, выступающий в роли «макгаффина», является крайне плохо прописанным сюжетным элементов, что особенно заметно в третьем акте, который, подобно чудовищу доктора Франкенштейна, склеен из крайне плохо соединенных сюжетных кусков. Нам так и не объясняют, что это за устройство, что будет, когда отсчет дойдет до нуля, почему пришельцы так боятся артефакта и могут забрать его только на вершине горы. И главное — причем тут вообще Марс в заголовке, если мы так и не узнаём, откуда прилетели пришельцы, чего они хотели и для чего вообще посещали Землю?

Всё это усугубляется тем, что в сценарии про Индиану Джонса совсем мало самого Джонса — за весь сценарий он использует свой знаменитый хлыст всего один раз, а персонажи почти не вспоминают события предыдущих частей. К тому же, не считая вступления, всё действие происходит в одном лишь Нью-Мексико — а пустыня и армейские полигоны отнюдь не такие живописные места, как Гималаи, Венеция, Индия или австрийские замки. По сути, если убрать персонажей, то на выходе и останется сценарий для очередного фильма категории Б про НЛО.
Прочтя работу Стюарта, Форд заявил, что ни за что не станет сниматься в таком фильме. Стивен Спилберг тоже не остался в восторге от сценария. А вот Лукас, который не собирался так просто отказываться от так полюбившейся концепции, обратился к Джеффри Боаму с просьбой переписать скрипт. Тот приступил к работе, но вскоре по экранам всего мира победной поступью прошел «День независимости», многие сюжетные элементы которого совпадали с идеями Боама. Лукас счел, что зрители воспримут фильм как попытку подзаработать на лаврах Роланда Эммериха, и отменил проект.
На несколько последующих лет все разговоры о четвертой части стихли — Лукас приступил к съемкам долгожданного первого эпизода «Звездных войн», Спилберг тоже не сидел без дела, занявшись работой над «Искусственным разумом» и «Особым мнением». Что интересно, примерно в то же время кто-то выложил во всемирную паутину старый скрипт «Индианы Джонса и Царя обезьян». Из-за ошибочной даты на первой странице многие фанаты решили, что это и есть сценарий будущего фильма, после чего на некоторое время среди них развернулись бурные дискуссии на предмет достоинств и недостатков скрипта Коламбуса.
В феврале 2000 года американский институт киноискусства вручил Харрисону Форду награду за достижения всей жизни. В церемонии награждения принимали участие и Стивен Спилберг с Джорджем Лукасом. Впервые за несколько лет трио старых друзей снова собралось вместе, и в какой-то момент разговор среди них зашел про нового Индиану Джонса.

Первой кандидатурой стал крайне популярный в те годы М.Найт Шьямалан, который неоднократно называл «В поисках утраченного ковчега» своим самым любимым фильмом. Но, получив предложение Лукаса, он отказался, не решившись брать на себя такую ответственность. После того, как это предложение стало достоянием общественности, по интернету сразу же прошла шутка, согласно которой Шьямалан предложил окончить фильм тем, что Индиана Джонс в конце просыпался и понимал, что события всей саги были лишь сном.
После рассмотрения еще нескольких вариантов, кто-то предложил кандидатуру Фрэнка Дарабонта, который когда-то написал несколько эпизодов «Хроник молодого Индианы Джонса». В мае 2002 года Дарабонт был официально нанят на роль сценариста, и в ноябре 2003 года представил 138-страничный сценарий, озаглавленный «Индиана Джонс и город Богов» (Indiana Jones and the City of the Gods).


Наконец, грузовик Джонса получает критические повреждения. Джонс и Юрий дерутся, а затем продолжают схватку на запустившейся ракетной тележке. В итоге, Джонс теряет сознание и попадает в плен. Русские собираются оставить его на ядерном полигоне, где вот-вот взорвется ядерная бомба, но Джонсу удается сбежать, после чего он спасается от ядерного взрыва в старом холодильнике.


Джонс понимает, что его, вероятно, обвинят в гибели агента ФБР и собирается бежать. Напоследок он разговаривает с отцом, который против его бегства, но все же прикрывает сына от полиции, после чего отправляется в Нью-Йорк, где его принимают за убитого им человека. Джонс получает сумку, в которой находится загадочный хрустальный череп и документы для путешествия в Перу, где с ним свяжется контактное лицо. Прибыв в Южную Америку, Джонс, к своему изумлению, узнаёт, что его контакт это никто иная как Мэрион Рэйвенвуд, с которой они расстались двенадцать лет назад, и которая некоторое время тому назад вышла замуж за венгерского барона Питера Беласко.
Беласко организовывает экспедицию в поисках легендарного города Богов, в котором по преданиям спрятаны несметные сокровища. Помимо Беласко, в гонке участвует СССР в лице Юрия, а также президент Перу по имени Эскаланте — милейший человек, любящий в свободное от работы время устраивать массовые казни повстанцев, симпатизирующих коммунистическим идеям.
жонс и Мэрион вылетают на самолете к лагерю Беласко, и во время полета их атакует самолет Юрия. Далее следует самая увлекательная сцена сценария Дарабонта, в которой Джонс:
а) под градом пуль вылезает на крыло биплана, которое вот-вот отвалится и скрепляет поврежденную половинку хлыстом;
б) умудряется перебраться в самолет Юрия и выкинуть его и пилота (Юрия спасает парашют);
в) возвращается в самолет с Мэрион и чудом сажает его.
Джонс и Мэрион добираются до лагеря Беласко, где знакомятся с собранной со всего мира командой ученых. Юрий же тем временем попадает в плен к войскам Эскаланте и делает тому выгодное финансовое предложение. Несмотря на все протесты представителя американского госдепартамента Тернера, Эскаланте заключает соглашение с Юрием и выдвигается в сторону Джонса. Вскоре к ним присоединяется немец Фон Грауен, который убил одного из членов экспедиции Беласко и похитил их карты.
Но всё это не останавливает Джонса, который продолжает вести людей вперед, используя в качестве карты фотографии фигур из пустыни Наска, которые, как выясняется, указывают на реальные географические объекты. Чем ближе долгожданный город Богов, тем больше необычных явлений наблюдают ученые — например, гигантских насекомых и животных, которые под влиянием непонятной силы выросли до невероятных размеров.
Пока длится путешествие, мы узнаем, что за прошедшие годы Джонс, наконец, поборол свою давнюю боязнь змей. Увы, но сразу после этого заявления на Джонса нападает огромная змея, после чего фобия возвращается с новой силой. Также нам рассказывают, что стало с Уилли Скотт — оказывается, она переехала в Голливуд и вышла замуж за какого-то известного режиссера (и, надо отметить, это чистая правда, ибо Кейт Кэпшоу давно замужем за Стивеном Спилбергом).


Все стороны конфликта навели друг на друга оружие, и мы ждем, что вот-вот начнется стрельба. Но вместо этого появляется волна гигантских огненных муравьев, которые пожирают всё живое на своем пути, и всем участникам конфликта приходится со всех ног убегать. Джонс вместе с Мэрион угоняют грузовик и пытаются спастись от советских автоматчиков, муравьев и струи горящего бензина, которая стремится соединиться с пробитым бензобаком их машины.В конце концов, грузовик падает в реку. Туда же на лодках сплавляются люди Эскаланте и советский спецназ. После серии речных приключений, включая сплав по четырем гигантским водопадам, главные герои попадают к руинам города Богов. Тут же выясняется, что все это время Беласко был советским агентом. Он и Юрий связывают Джонса и остальных, и планируют заживо похоронить их в пещере, подорвав вход динамитом. Но, слабо разбирающиеся в геополитике местные носильщики решают разом избавиться от всех иностранцев и привязывают Беласко и Юрия к остальным.

Продолжая движение, экспедиция проходит по огромным залам, в которых выставлены предметы из всех земных культур, начиная от египетской и заканчивая экспонатами из каменного века, и в изумлении осматривает титанические машины.
Наконец, путешествие завершается в зале с тринадцатью хрустальными фигурами и саркофагами, где покоятся мумифицированные тела пришельцев. Джонс приставляет череп к одной из фигур, после чего она начинает светиться, а Оксли, чье сознание временно занял инопланетный разум, говорить. Он рассказывает героям, что давным-давно пришельцы прилетели на Землю, заложив основы современной цивилизации. Перед смертью они загрузили свое сознание в хрустальные черепа, в надежде, что когда-нибудь сородичи найдут их и воскресят. Пришелец выбирает пятерых (Джонса, Юрия, Эскаланте, Беласко и Фон Грауена), предлагая им исполнение любого пожелания. Эскаланте жаждет, чтобы он стал смертоносным и его все боялись - и пришелец превращает его в ядовитую лягушку. Беласко хочет всего знания в мире, и его голова буквально взрывается. Фон Грауен хочет возрождения нацизма, и пришелец убивает его. Джонс борется с искушением, выбирает Мэрион и потому спасается.

В эпилоге Джонс принимает награду из рук президента Эйзенхауэра, а затем предлагает руку и сердце Мэрион. Они женятся, среди гостей на свадьбе мы можем увидеть Саллаха, а также Генри Джонса. В финальных кадрах нам показывают профессора Оксли, который, помимо вернувшегося к нему рассудка, приобрел способности к телекинезу, что он и демонстрирует, двигая взглядом столовые приборы. Камера переносится вверх, мы видим звездное небо, по которому проносится падающая звезда. Конец.

Первая строчка сценария гласит «Adventure Still Has A Name», и Дарабонт активно использует дух старых приключений, перемещая героя по разным экзотическим локациям, сталкивая его с разнообразными противниками и помещая в смертельные ситуации, откуда он выходит победителем благодаря храбрости и смекалке. Персонаж Мэрион в сценарии появляется намного раньше, чем в итоговом фильме, и весьма активно участвует в сюжете, не являясь «свадебным генералом», каковым ее сделали в фильме. Новые действующие лица также интересны — их много, у каждого есть своя предыстория и своя цель, ради достижения которой они готовы на любые хитрости. Персонаж Юрия чем-то похож на советскую версию Индианы Джонса — он метко стреляет из ППШ, пользуется всеми транспортными средствами и выживает в любых ситуациях.
В этом скрипте у Индианы Джонса нет и сына — да он тут абсолютно и не нужен. У нашего героя могли быть спутники, но он всегда выходил из основных переделок собственными силами, и ему никогда не были нужны напарники, введенные в сюжет лишь потому, что продюсеры уже задумались о новых сиквелах, но уже с другим героем. Зрители ведь в первую очередь хотят снова увидеть главного героя и его приключения, а не то, как ему постоянно напоминают про возраст и заставляют делить экранное время с вписанными из коммерческих соображений персонажами. Такие моменты прекрасно чувствуются и разрушают всю магию кино.

Был ли Индиана Джонс от Дарабонта достойным финалом саги, которая, в общем-то, и так была успешно завершена за пятнадцать лет до этого? Возможно, что и нет. Но в любом случае, Дарабонт, пожалуй, выжал все возможное из предоставленных Лукасом вводных, и вряд ли кто-то другой сумел бы добиться лучших результатов с таким материалом. Кроме того, при прочтении работы Дарабонта не покидает ощущение, что это действительно последняя глава в истории похождений Индианы Джонса, и теперь-то никаких сиквелов точно не последует. Вполне возможно, что отсутствие намеков на продолжение и сыграло ключевую роль в судьбе скрипта.
Сценарий понравился Харрисону Форду. Стивен Спилберг вообще назвал его лучшим со времен «В поисках утраченного ковчега». А вот Лукас с самого начала забраковал работу Дарабонта. Не помогли ни уговоры Спилберга, ни многочисленные ожесточенные споры с Дарабонтам, по итогам которых он назвал Лукаса «сумасшедшим», после чего зарекся когда-либо с ним работать.

После ухода Дарабонта, Лукас нанял Джеффа Натансона и Дэвида Коэппа для переписывания скрипта. В первую очередь, им надлежало ввести в повествование сына Индианы Джонса, для чего из сюжета было выкинуто большинство второплановых персонажей, роль Мэрион существенно урезана, а Юрия и Беласко по сути объединили в персонажа Мака, сыгранного Рэем Уинстоуном.
Оба новых сценариста будто бы устроили соревнование на предмет того, кто предложит как можно более странное название для нового фильма. Сценарий Натансона назывался «Индиана Джонс и атомные муравьи», Коэппа — «Индиана Джонс и разрушитель миров». Также предлагался весьма креативный вариант «Индиана Джонс и сын Индианы Джонса». В конце концов, для будущего фильма Лукас выбрал название «Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа».
Долгожданные съемки начались летом 2007 года, и к осени того же года были завершены. Тогда же появились сообщения о том, что Дарабонт, опустошенный тем, что потратил год своей жизни, работая над отвергнутым сценарием, готовится к судебному разбирательству на предмет включения его имени в титры. Но то ли сторонам удалось договориться в досудебном порядке, то ли Дарабонт в последний момент решил пойти на попятную, но угроза так и не была реализована. Правда, через месяц после выхода фильма его сценарий попал в интернет, что вызвало резонное предположение, что таким образом Дарабонт попытался заочно оправдаться перед недовольными фанатами.
Что касается самого фильма, то, несмотря на неоднозначную реакцию поклонников саги, он собрал в мировом прокате достаточно внушительную сумму в размере 780 миллионов долларов. Вскоре после этого, Лукас намекнул о возможности пятой части, эстафету в которой у Харрисона Форда перенял бы персонаж Шайи ЛаБафа. Правда, незамедлительно последовавший после этого вал возмущенных откликов вскоре заставил его откреститься от этой идеи. ЛаБаф неоднократно выражал сожаления о том, что подписался на «Королевство Хрустального Черепа», не читая сценария, за что удостоился отповеди от Харрисона Форда, назвавшего его «идиотом».
В одном из интервью журналу «Эмпайр» Стивен Спилберг подвел своеобразный итог четвертой части «Индианы Джонса»: «Я очень доволен фильмом. Я понимаю людей, которых не устроил такой «макгаффин», потому что он мне тоже никогда не нравился. У нас с Джорджем было много споров насчет него. Я не хотел, чтобы в фильме были пришельцы или создания из других миров. Но я всегда буду верен лучшему другу. Когда он создает историю, то верит в нее — и даже если я в нее не верю, то все равно буду делать именно то, что задумал Джордж. Я добавлю свои мазки, я возьму своих актеров, я сниму так, как считаю нужным, но я всегда отдам предпочтение мнению Джорджа как создателю «Индианы». Я никогда не стану спорить с ним насчет таких вещей...

Journal information