Продолжаем месячник Индианы Джонса. Я решил запостить один из своих старых материалов, в котором рассматривались все нереализованные сценарии похождений полюбившегося публике археолога.
В 1984 году на экраны вышло долгожданное продолжение «В поисках утраченного ковчега». И хотя «Индиана Джонс и Храм судьбы» не пользовался такой же безграничной любовью критиков, как первая часть, но его внушительные кассовые сборы убедительно продемонстрировали, что зрители готовы и дальше ходить в кино на похождения доктора Джонса. А значит появление третьей и заключительной, как всем казалось, части, было делом решенным.

Второй мыслью Лукаса было использование Святого Грааля в качестве «макгаффина», который в его интерпретации являлся источником вечной молодости. И к этой идее Спилберг отнесся достаточно скептически, не желая перегружать третью часть мистикой и сверхъестественным.

1937 год. В открывающей сцене мы видим доктора Джонса, проводящего свой отпуск в не слишком удачных попытках порыбачить на берегу шотландского озера. Неожиданно его отдых прерывается местным полицейским инспектором, который просит его помощи в одном деле. Кто-то убивает местных жителей, и следы ведут в местный замок, хозяин которого давно умер. Пробравшись внутрь замка, Индиана встречает хозяина дома, который оказывается кем-то вроде призрака или вампира, и в ходе схватки, включающей в себя битву с ожившими рыцарскими доспехами, побеждает его.

Маркус Броди вырывает Джонса из омута скуки и сообщает ему, что в Африке нашлись свидетельства о пребывании там Сунь Укуна, известного также под прозвищем Царь Обезьян. По легенде, этот обладающий сверхъестественными силами получеловек-полуобезьяна долгое время жил в Китае, а затем отправился в путешествие на край света, где основал свое царство, знаменитое садом бессмертных персиков, вкусив которые можно было жить вечно.
Джонс, который когда-то потратил два года своей жизни на поиски могилы Сунь Укуна, не может устоять перед возможностью наконец-то разгадать эту загадку. Бесстрашный археолог отправляется в Мозамбик на встречу с доктором Клэр Кларк, обнаружившей пигмея по имени Тики, который, по ее мнению, прибыл как раз из царства Сунь Укуна. Но Джонс в этом путешествии будет не один — каким-то образом Бетси проследила за Индианой и пробралась на корабль, на котором он отплыл в Африку. Кроме того, за археологом уже следит нацистский шпион по фамилии Гюттербуг, у которого вместо правой руки механический протез-автомат.

Концепт нациста с протезом еще из "В поисках утраченного ковчега"
По прибытии в Мозамбик, Джонс выясняет, что Тики действительно пришел из царства Царя Обезьян. Нацисты, которые установили на Джонса жучок, слышат его разговор и похищают пигмея. Джонс пытается их остановить и завязывается речная погоня, некоторые из элементов которой (вроде лодки, неудачно пытающейся проскочить между двумя сближающимися кораблями) перекочевали в фильм «Индиана Джонс и Последний крестовый поход».

Затем, пройдя по усеянным смертоносными ловушкам джунглям, отряд попадает в плен к местному племени, которое не прочь отобедать путешественниками. После освобождения героев подстерегает новая опасность в виде мчащегося во весь опор огромного стада антилоп гну, от которого им приходится прятаться на местном кладбище. Вскоре появляется и то, что так напугало антилоп — гигантский двухбашенный немецкий танк, внутри которого содержится Тики. Пока остальные персонажи в панике убегают, Индиана седлает носорога, взбирается на танк и в одиночку захватывает его.

Тики (который оказывается наследным принцем города) организует похоронную процессию в саду бессмертных персиков, где покоятся останки Сунь Укуна. Неожиданно Царь Обезьян оживает, после чего воскрешает всех убитых. В знак благодарности за спасение города Сунь Укун вручает Джонсу свой знаменитый золотой посох. На обратном пути вождь пиратов Кэзур пытается убить Джонса и отобрать посох, но, вкусив украденный из сада персик, мгновенно стареет и умирает. Джонс возвращается домой, а Бетси остается изучать Африку вместе с Клэр.
При создании сценария Коламбус в первую очередь опирался на тритмент Лукаса, в котором тот пытался использовать все свои идеи, не вошедшие в первые две части (например, нацистом с механической рукой первоначально должен был стать майор Тот из «В поисках утраченного ковчега»). Но если какая-нибудь концепция вырезается из фильма, то обычно для этого есть какие-то причины, и на примере «Царя Обезьян» хорошо видно, как важно уметь вовремя определить, что в сюжете важно, а от чего, как бы ни болело сердце у придумавшего это автора, можно избавиться.
Взять хотя бы открывающую сцену в Шотландии, которая перекочевала из первоначального тритмента Лукаса еще к «Храму судьбы». Во-первых, в отличие от всех остальных прологов к фильмам про Джонса, этот не имел никакого отношения к дальнейшему сюжету. Во-вторых, саму идею о том, что Джонс побеждал призрака, после чего… отдавал его в руки полиции, иначе как странной не назовешь.
Еще одним слабым звеном работы Коламбуса были персонажи. Про заглавного героя мы не узнавали ровным счетом ничего нового, а что касается новых действующих лиц, то по колоритности они уступали как предыдущим частям, так и будущему «Крестовому походу». Отдельно стоит упомянуть персонаж Бетси, который по степени вызываемого им раздражения, вероятно, можно сравнить с Джа-Джа Бинксом из первого эпизода «Звездных войн» — она постоянно жалуется, пытается показать свою важность и, чтобы обратить на себя внимание, несколько раз картинно пытается покончить с собой, например, повесившись на хлысте Индианы Джонса.

После того, как Спилберг забраковал начальный сценарий, в августе 1985 года Коламбус представил новую версию, озаглавленную «Затерянный город Сунь Куна». Основные изменения заключались в том, что персонаж Бетси был полностью удален, Царь Обезьян стал злодеем, а в концовке скрипта Индиана и Клэр сыграли свадьбу. Этот вариант также не устроил Спилберга, и он решил взять написание сценария под свой контроль. Несмотря на всё нежелание Лукаса, он настоял на необходимости включения в повествование отца Индианы Джонса, сделав поиски Грааля метафорой по налаживанию семейных отношений между отцом и сыном.


Результат кропотливых переписываний полностью себя оправдал — возможно, фильм и не стал для кинокритиков такой же классикой, как «В поисках утраченного ковчега», но тем не менее был крайне позитивно воспринят и пользовался большой любовью зрителей, сделавших его в 1989 году самым кассовым фильмом в мировом прокате. Да и сам Спилберг когда-то называл «Крестовый поход» своим самым любимым фильмом про Индиану Джонса.

Journal information