
Предыстория полета такова. Осенью 1985 года на спасенную ценой невероятных усилий орбитальную станцию «Салют-7» отправился космический корабль «Союз Т-14». Миссия должна была продлиться полгода. Ей предстояло провести множество экспериментов, установить рекорд пребывания человека в космосе и принять экспедицию посещения, состоящую из первого в истории чисто женского экипажа во главе со Светланой Савицкой. Но всего через два месяца из-за болезни командира Владимира Васютина экипажу «Союз Т-14» пришлось экстренно вернуться на Землю, что привело к срыву программы.

В феврале 1986 года, аккурат к XXVII съезду КПСС, на орбиту был выведен базовый блок новой орбитальной станции «Мир». Эта спешка имела важные последствия, причиной которых стала «нехватка» космических кораблей. На тот момент на смену «Союз Т» должен был прийти «Союз ТМ» следующего поколения. Однако «Мир» запустили раньше, чем новый корабль был готов. В результате, в распоряжении советской программы имелся лишь один старый «Союз-Т» (на котором должен был лететь женский экипаж), в то время как первый пилотируемый полет «Союз ТМ» мог состояться не раньше начала 1987 года. Получилась почти что задачка из школьного учебника: разделите один корабль на две орбитальные станции.Но в СССР нашли решение этой задачи, решив слетать одним кораблем сразу на две станции. 15 марта 1986 году «Союз Т-15», на борту которого находились Леонид Кизим и Владимир Соловьев пристыковался к «Миру». Космонавты провели на борту почти два месяца, проверяя все системы и введя базовый блок в строй. Затем настал черед исторического перелета. К счастью, наклонение орбит обоих станций было одинаковым, различалась лишь их высота. Так что ограниченных запасов топлива на борту «Союза» хватало на то, чтобы совершить визит к «Салюту». 4 мая космонавты задраили люки и начали 29-часовой перелет. В ночь с 5 на 6 мая «Союз Т-15» пристыковался к «Салюту-7».




Один из обломков «Салют-7»
В итоге, уже в феврале 1991 года 20-тонная станция вошла в атмосферу. Несгоревшие обломки «Салюта-7» выпали на территорию Чили и Аргентины. К счастью, обошлось без жертв. Таким образом была поставлена точка в истории станции, ради спасения которой были в свое время приложены огромные усилия, но которая так толком и не вернулась в строй.
Journal information