Важность этого вопроса очевидна, ибо метан является одним из маркеров жизни. Этот газ достаточно быстро по геологическим меркам разлагается в атмосфере под действием ультрафиолета, а значит на Марсе должны были быть источники постоянного пополнения метана - либо уже упомянутый биологический либо геологический. Так например, до 90% всего земного метана производится биосферой нашей планеты.
Однако все предыдущие измерения проводились дистанционно. "Curiosity" же стал первым аппаратом, непосредственно исследовавшим атмосферу планеты находясь на ее поверхности. Шесть проб, взятых марсоходом с октября 2012 года по июнь 2013 года, не выявили следов этого газа. Следовательно, с учетом точности спектрометров аппарата, концентрация метана в марсианской атмосфере теоретически не может превышать 1.3 части на миллиард (предыдущие оценки давали в среднем 45 частей на миллиард). Это означает, что в год в атмосфере Красной планеты может синтезироваться не более 10-20 тонн газа, что примерно в 50 миллионов раз меньше, чем на Земле.
Лабораторная демонстрация работы спектрометра "Curiosity"
Впрочем руководитель научной программы "Curiosity" предлагает не унывать и заявляет, что это открытие не исключает потенциальной возможности наличия на Марсе жизни - ибо, как известно, существуют земные микроорганизмы, не вырабатывающие метан в ходе своей жизнедеятельности. Да и все таки, даже если Марс сейчас полностью мертв, это не означает, что так было всегда.
Предполагается, что в будущем "Curiosity" продолжит анализ марсианской атмосферы, чтобы еще более точно установить присутствуют ли в ней хоть какие-то, пускай даже микроскопические, следы метана.
Journal information