Шел конец 1950-х годов. Ян Флеминг уже опубликовал несколько романов о Джеймсе Бонде. И если его первые работы получали достаточно хорошие отзывы, то к этому моменту ситуация радикально изменилась: критики наперебой принялись хаять истории про агента 007, обвиняя их во всех возможных грехах, вроде садизма, снобизма и полной аморальности. Все это не могло не сказаться на Флеминге, тяжело переживавшим эту волну негатива и впавшему в депрессию.
Ян Флеминг
Примерно в это же время один из друзей Флеминга познакомил его с начинающимся ирландским режиссером и сценаристом Кевином МакКлори. Писатель уже некоторое время раздумывал над возможностью экранизировать похождения агента 007, но никак не мог найти подходящих людей. И вот, посмотрев дебютный фильм МакКлори «Мальчик и Мост» Флеминг решил, что МакКлори тот самый человек, который сможет познакомить зрителей с Бондом.
Кевин МакКлори
Флеминг и МакКлори засели за создание истории, на основе которой можно было бы снять фильм. Через некоторое время МакКлори подключил к проекту знакомого сценариста Джека Уиттингэма. Так на свет появился сценарий «78 градусов западной долготы». Но накапливавшиеся творческие разногласия и провал в прокате «Мальчика и Моста» привели к тому, что Флеминг разочаровался в талантах МакКлори и выбыл из проекта. Ну а дальше создатель Джеймса Бонда совершил, наверно, самую большую ошибку в писательской карьере: использовав некоторые из идей сценария для своего нового романа «Шаровая молния».
«Шаровая молния» была опубликована в 1961 году. Тот год должен был стать триумфом Флеминга. Джон Кеннеди сделал ему отличную рекламу, включив «Из России с любовью» в список десяти своих самых любимых книг. Кроме того, в том же году права на экранизацию похождений агента 007 купила созданная продюсерами Альбертом Брокколи и Гарри Зальцманом компания EON. Но Флемингу было не до этого: МакКлори подал на него в суд, обвинив в плагиате сюжета «Шаровой молнии». Судебные тяжбы довели Флеминга до инфаркта, серьезно подорвавшего его здоровье. В итоге МакКлори победил: ему досталась денежная компенсация, статус одного из создателей романа и все права на экранизацию. Окончательно решение по делу было вынесено в 1963 году. Через 9 месяцев Флеминг умер от второго инфаркта.
Гарри Зальцман, Шон Коннери, Ян Флеминг и Альберт Брокколи
Эти события положили начало 50-летней битвы за Джеймса Бонда. Дело в том, что «Шаровая молния» стала первым романом про Бонда, где были упомянуты Эрнст Ставро Блофельд и организация СПЕКТР. В то же время, в вышедшем на экраны в 1962 году фильме «Доктор Ноу» уже был упомянут СПЕКТР, что дало МакКлори возможность шантажировать Брокколи и Зальцмана дальнейшими судами, утверждая что они без разрешения использовали созданных им персонажей. В итоге, стороны пришли к соглашению: МакКлори становится продюсером экранизации «Шаровой молнии» и получает свою долю от сборов ленты. Взамен, он обязался в течение 10 лет не снимать никаких других картин на основе «Шаровой молнии», а EON получал право использовать Блофельда и СПЕКТР в дальнейших фильмах.«Шаровая молния» вышла в прокат в 1965 году. Как только 10-летний срок истек, МакКлори мигом развил бурную деятельность. План был прост: снять ремейк «Шаровой молнии», создав на ее основе альтернативную франшизу про агента 007. Параллельно с этим МакКлори приступил к своему любимому занятию: судебным тяжбам. Он начал войну с EON и наследниками Флеминга за права на агента 007. Те не остались в долгу. Эти разбирательства привели к тому, что, например, во вступительной сцене «Только для ваших глаз» имя злодея в инвалидном кресле никак не упоминалось — ведь права на литературного Блофельда пр прежнему оставались за МакКлори, и его использование в фильме грозило вылиться в очередной суд. А вот права на его фирменного белого кота принадлежали EON. И я не шучу.Как бы то ни было, для намечавшейся альтернативной франщизы МакКлори нужен был Бонд. И желательно, чтобы это был «настоящий» Бонд. Изначально МакКлори хотел сделать предложение Джорджу Лэзенби, но затем сорвал настоящий джек-пот: идеей заинтересовался Шон Коннери. Пятью годами ранее он наотрез отказался от предложений сниматься в каких бы то ни было продолжениях бондианы. Что же изменилось? С одной стороны, Коннери мог польститься на очень солидный гонорар и согласие с остальными его условиями, вроде возможности вносить изменения в сценарий и утверждать каст. Но скорее всего дело было в его весьма непростых отношениях с Альбертом Брокколи. Многие считают, что решение Коннери связаться с МакКлори было своего рода местью продюсеру официальной бондианы за то, что Коннери громко называл «годами его эксплуатации».И вот, в 1976 году Кевин Макклори, Шон Коннери и Лен Дейтон написали 150-страничный сценарий озаглавленный James Bond of the Secret Service. И скажу сразу, этот сценарий действительно оправдал все отзывы. Будь он экранизирован, получившийся фильм определенно считался бы сейчас для бондианы тем же, чем «Бэтмен и Робин» для комиксов или «Поле битвы: Земля» для кинофантастики.
Коннери, Дейтон и МакКлори
Ну а том, какие киберужасы подстерегали агента 007, кто виноват в таинственных исчезновениях в Бермудском треугольнике, может ли акула плавать без мозга и как Блофельд чуть не стал иконой Гринпис вы узнаете из следующей части обзора. Не переключайте канал.
Journal information