Заключительная часть рассказа о том, как создавался “Прометей” – последний на данный момент фильм, относящейся к франшизе про чужих.

Например, гигантской каменной головы не было ни в работе Спэйтса, ни даже у Линделофа.
• Вместо обнаружения под водой инопланетного обелиска, Уоттс и Холлоуэй находили так называемый символ Бога — эмблему созвездия, встречающегося во всех древних культурах и указывающего координаты звездной системы Дзеты Сетки.

Внутри машины для археологических раскопок.
• После этого, ученые летели в Лондон, где рассказывали о своем открытии некоему профессору Чёрчю.
• Вместо сцены на орбитальной станции, был эпизод в футуристическом Амстердаме, где находилась штаб-квартира Уэйланда.

• Уэйланду в этом сценарии было всего 60 лет, и его звали уже не Питер, а Ричард.
• Первоначально Уэйланду не было интересно предложение профинансировать экспедицию Уоттс и Холлоуэя. Он изменил свое мнение, когда они убедили его в наличии у Инженеров работающих технологий терраформации (проект Уэйланда по терраформации Марса оказался слишком сложным, и компания несла огромные убытки).
• Поиски следов Инженеров в системе Дзеты Сетки заняли не пару часов, а две недели.

Альтернативный дизайн "Магеллана".

• Командира отряда из четырех наемников звали Бэтти.
Имя Бэтти в последнем сценарии Спэйтса являлось не просто обычной отсылкой к другому фантастическому фильму Ридли Скотта “Бегущий по лезвию”. Как рассказал работавший над фильмом художник Бен Проктор в какой-то момент к нему подошел сам Скотт и предложил следующую идею: “Слушай, я тут думаю назвать компанию Уэйланд-Тайрелл. Круто ведь будет? И тогда пускай одним из наемников Уэйланда будет Рой Бэтти”.

Еще одним индикатором того, что действие двух фильмов разворачивается в общей вселенной была сцена в Амстердаме, где мы должны были лицезреть летающие авто, лавирующие между огромными небоскребами.

К сожалению, эта идея так и не получила дальнейшего развития, оставшись лишь одной из интересных нереализованных задумок, которыми так богата история создания “Прометея”. Стоит отметить, что в дальнейшем Скотт всерьез рассматривал возможность взять Рутгера Хауэра на роль Уэйланда и и даже сделал этот скетч.

"Рутгер или Макс". Помимо Хауэра, Скотт также рассматривал кандидатуру Макса Фон Сюдова.
Но как мы знаем, в итоге роль Уэйланда досталась Гаю Пирсу, что с учетом возраста его персонажа в фильме, удивило весьма многих. В конечном счете, все что осталось от идеи соединить две франшизы – письмо Уэйланда, в котором он рассказывал о своем наставнике Элдоне Тайрелле (его можно найти в допматериалах к фильму).














На поверхности LV-426/LV-223




Внутри инопланетной пирамиды














Инженеры и их техника

Инопланетный корабль из открывающей сцены в последнем сценарии Спэйтса.

Альтернативные дизайны космических кораблей Инженеров.



Ранний дизайн Инженера.
Бестиарий









Один из предлагавших вариантов сексбастера


Один из вариантов Чужого, которого должна была "родить" Уоттс








А вот так он в итоге выглядел в фильме.

Несмотря на то, что летом 2010 года Скотт объявил прессе о том, что все готово к съемкам (фильм первоначально планировалось выпустить в декабре 2011 года), примерно в то же время было принято решение поменять сценариста. Официально, это мотивировалось тем, что создатели решили сделать фильм “более тонким”, без слишком явной привязки к "Чужому", но в то же время "страшнее", чем сценарий Спэйтса.

К тому же, как позже резонно заметил сам Спэйтс, у него на тот момент еще не было спродюсированных работ, в то время как громкое имя сценариста существенно бы помогло дальнейшего продвижению проекту.

После рассмотрения ряда кандидатур, выбор пал на Дэймона Линделофа, который по словам создателей “полюбил историю и понял ее душу”. Линделоф получил сценарий Спэйтса, прочитал его, после чего заявил на встрече с продюсерами, что общая концепция его устраивает, но сценарий слишком сильно завязан на мифологии Чужих и потому от них надо избавиться – ибо если концовка Прометея приведет нас к комнате полной яиц чужих, куда в будущем зайдет Кейн, то в “этом не будет ничего интересного”.

В течении следующих 8 месяцев Линделоф занимался переделкой сценария Спэйтс. Из сюжета исчезли чужие, дорогостоящие эпизоды на Земле и внутри пирамиды. Зато появилась черная жижа, фирменная претенциозность, разговоры о вере и поиски Бога. По сути, его сценарий, названный “Рай” был уже практически тем самым “Прометеем”, которые мы все видели в кино - хотя имелись и некоторые отличия.
Что интересно, несмотря на такой значительный срок работы над проектом, Линделоф так и не удосужился дать имена всем героям. У Спэйтса многие персонажи были тоже прописаны достаточно поверхностно, но он по крайней мере дал имя и обозначил профессию каждого - и потому никто не выглядел лишним. У Линделофа же в итоге получилось так, что на борту корабля находится целая толпа безымянных статистов, которые занимаются непонятно чем.


Еще одной достаточной забавной особенностью стиля Линделофа является его любовь к написанным большими буквами драматическим ремаркам в разделе описаний, вроде “ГОСПОДИ БОЖЕ МОЙ ЧТО ВСЕ ЭТО ЗНАЧИТ?”
Итак, основные отличия сценария Линделофа от фильма:
*Планета, на которой происходило действие, не была названа. Решение сменить местонахождение пирамиды с LV-426 на LV-223 было принято достаточно поздно, и очевидно что на тот момент Линделоф еще не был уверен в том, какой же вариант будет в итоге выбран.
* Действие разворачивалось в 2083 году.
*В начальной сцене, помимо сна Шоу, мы (глазами Дэвида) видели сон Холлоуэя, где тот рассекал на лыжах в горах.
* После вскрытия герметично запечатанного помещения с головой Инженера, фреска с изображением чужого и вазы с черной жижей начинали мгновенно разрушаться под воздействием воздуха.

•Дэвид заражал Холлоуэя по своей личной инициативе.
Памятка создателей о том, кто в кого превратился и от чьей руки умер.
•Присутствовал эпизод, где Дэвид общался с Уэйландом во сне. Уэйланд представал перед нами в образе красавца-мужчины на яхте в окружении роскошных женщин.


Я почему-то подозреваю, что Гай Пирс подписался на роль исключительно из-за этой сцены.
•В сценарии все еще присутствовала многоножка. Укурившийся Файфилд брал ее в руки, чтобы попугать Милберна с весьма предсказуемым результатом. Когда спасательная команда находила труп Милберна, то многоножка атаковала людей и Янек убивал ее топором, который он предусмотрительно захватил с собой.

•Сцена с атакой Файфилда была ближе к концу фильма. После того, как группа Уэйланда открывала двери шлюза, на них неожиданно набрасывался Файфилд и убивал всех (по объясненным выше причинам, сколько именно человек входило в понятие “все” абсолютно непонятно), кроме самого Уэйланда. Затем Шоу в стиле Рипли садилась за руль вездехода и давила Файфилдда. В итоге, к кораблю Инженеров отправлялись только Шоу, Дэвид и Уэйланд.
• Викерс не была дочерью Уэйланда.
Кроме того:
а) Герои не снимали шлемы в пирамиде Инженеров.
б) Не было фразы о 100% сходстве ДНК Инженеров и человека.
в) Отсутствовала фраза о том, что 3% углекислого газа в атмосфере планеты приведет смерти за пару минут (в действительно, при такой концентрации это не так).
Отсюда возникает резонный вопрос – кто же все таки автор этих, резанувших глаз весьма большому количеству зрителей моментов, если их не было даже в поздних версиях сценария? Кто вообще отвечал за научную составляющую фильма?

Помимо “Рая”, “Alien 01:Genesis” и “Alien: Engineers” рассматривались также такие названия фильма, как ‘Alien Origins” и “LV-426” (LVIVIIVI). Но затем кто-то предложил название "Прометей" – это название сразу же пришлось режиссеру и студии по душе, и было утверждено.

После почти двух лет потраченных на пре-продакшн, съемки фильма начались в марте 2011 года. Спустя 14 месяцев, фильм вышел на экраны. И, несмотря на противоречивые мнения насчет итоговой ленты, она была достаточно успешна для того, чтобы сподвигнуть студию на решение запустить сиквел в производство. Правда тут сразу и обозначилась проблема – ибо похоже на то, что в каком направлении двигать серию дальше, пока никто не знает.
Молва поспешила обвинить в этом Линдендолфа, который дескать так упорно настаивал на том, что продолжением “Прометея” должен быть не первый “Чужой”, а “Прометей 2”, что в итоге завел студию в ситуацию, когда непонятно о чем же именно рассказывать в сиквеле. Но если честно, скрипт Спэйтса тоже имел весьма открытую концовку (хотя продолжить его работу все же было бы определенно проще, чем версию Линделофа, но тем не менее факт остается фактом). А это значит, что продюсеры с самого начала хотели такой неопределенный финал.

Последний кадр в сценарии Спэйтса.

И в сценарии Линделофа.
Вообще, оглядываясь назад и вспоминаю историю создания всей саги, можно прийти к одному определенному выводу: у лиц, которые владеют правами на франшизу в большинстве случаев никогда не имелось четкого представления о том, в каком же направлении двигаться дальше и уж тем более не было проработанного плана ее дальнейшего развития.
Каждый новый фильм начинался с того, что под чаще всего крайне условную концепцию искался новый сценарист, который до этого никак не был связан с сагой. В каких-то случаях свежая кровь играла положительную роль, двигая серию в неожиданных направлениях, но с какого-то определенного момента отсутствие преемственности (что порой выливалось в весьма вольное обращение с первоисточником) и метод тыка явно начали не самым лучшим образом сказываться на качестве фильмов.
И, судя по всему, сиквел “Прометея” разделит данную тенденцию, ибо уже объявлено что Линделоф не будет заниматься его сценарием. Про участие Джона Спэйтса тоже ничего не говорилось, а это значит, что нас в очередной раз ждет новая команда сценаристов. Пока что сообщалось о том, что студия ведет перегноворы с Джэком Пэгленом (он написал сценарий фильма “Превосходство”, который к слову сказать, на мой взгляд не так и плох), но памятуя о традициях серии маловероятно, что дело ограничится только одним автором.
Может быть, новым авторам и удастся придумать интересный сюжет. Но пока что, основной проблемой серии является не отсутствие свежих идей (их то как раз всегда было много), а зачастую неумение лиц, принимающих ключевые решения, сразу верно расставлять приоритеты и выбирать лучшие их этих идей. Остается надеяться, что в будущем эта ситуации все же изменится.

Journal information