Студия утвердила сценарий Джосса Уидона, после чего приступила к поискам режиссера. С этим сразу возникли проблемы, ибо большого количества желающих снимать четвертую часть не было: и Дэнни Бойл и Питер Джексон и Дэвид Кронеберг и Брайан Сингер отказались от предложения студии, не проявив заинтересованности в проекте.
Затем кто-то выдвинул кандидатуру Жан-Пьера Жене. Сам режиссер, который только что закончил писать сценарий “Амели”, крайне удивился, когда ему позвонили представители Фабрики грез и попросили заняться постановкой “Воскрешения”. Более того, по его собственным словам, он первоначально счел это плохой идеей.
Встретившись с представителями студии, Жене прямо заявил, что не умеет снимать по-голливудски – и те заверили его, что это как раз именно то, что нужно для успешного воскрешения франшизы. Жене получил разрешение снимать как он хочет и мог комплектовать съемочную группу по своему усмотрению, чем он немедленно воспользовался, взяв с собой оператора Дариуса Хонджи, специалиста по спецэффектом Питофа, а также актеров Рона Перлмана и Доминика Пиньона, со всеми из которых он работал на своей предыдущей картине “Город потерянных детей”. Особого колорита ситуации добавляло то, что на тот момент Жене практически не знал английского языка и потому для общения с англоязычными членами группы ему приходилось использовать переводчика и язык жестов.


Больше всего проблем создателям доставила подводная сцена, которую создавали три недели. За время ее съемок Рон Перлман и Вайнона Райдер чуть не утонули.

Кроме того, Уивер наотрез использовать монтаж в сцене бросания баскетбольного мяча в корзину из-за спины и вытребовала себе две недели на то, чтобы натренировать этот бросок.


В какой-то момент, студия захотела удалить сцену, где Рипли нежно прижималась к несущему ее Чужому – но услышав про это актриса пригрозила отказаться промоутировать фильм, и эпизод пришлось оставить.

Так, Уивер все таки получила свою "любовную сцену" с чужим
Поскольку Уивер очень не хотелось летать в Великобританию на съемки (напомню, три предыдущие серии создавались на студии Pinewood вблизи Лондона), она потребовала чтобы фильм снимали в Лос-Анджелесе. Конечно, в том году было очень тяжело найти свободный павильон, ибо почти все они были заняты такими блокбастерами как “Звездный десант”, “Затерянный мир” и “Титаник” - но на что только не пойдешь, чтобы удовлетворить запрос звезды.
Альтернативная Парижская концовка
Основной вопрос, который стал перед Уидоном и Жене – как же закончить фильм. Первоначальная концовка с заснеженным лесом в горах была сочтена студией слишком дорогостоящей. После перебора нескольких вариантов (в числе которых были родильный дом и пустыня), вероятно не без влияния режиссера был выбран финал, действие которого разворачивалось на гигантской свалке, в которую превратился Париж.

Итак, Рипли, Коул, Вриссу, Джоннеру и Дистефано удается убраться с Ауриги и посадить Бетти на том месте, где когда-то находился Париж.


Еще одна подозрительно знакомая ситуация? Правильно, аналогичный момент был в сценарии "Чужого" Дэна О`Бэннона. Уидон судя по всему перечитал все предыдущие сценарии саги - как реализованные, так и нет.



Однако в конечном счете даже такой вариант не устроил студию. Все упиралось в бюджет – на фильм выделили 75 миллионов долларов, 11 из которых уже получила Уивер в качестве гонорара. Кроме того, съемки в США обходились куда дороже, чем съемки в Англли – конечно, съемочная группа теперь работала в комфортной обстановке, а Уивер имела возможность параллельно участвовать в постановке пьесы на Бродвее - но из-за этого бюджета не хватало на очень многие сцены.
В результате, Жене старался давать как можно больше крупных планов и отказался от ряда сцен которые хотел снять: где Новорожденный бежит в полный рост и где Рипли кусал комар, после чего ее кислотная кровь разъедала его изнутри. Но и этого было недостаточно.
В итоге, Жене решил использовать для финала концепцию гибели генерала Переза, которого изначально должно было высосать в космос через маленькую дырочку в стекле – режиссер счел, что такой шикарной смерти достоин не какой-то второплановый персонаж, а Новорожденный.








Все что в итоге осталось от Парижского финала – скетчи техники и финальные кадры расширенной версии.

Несколько альтернативных дизайнов
Возможные дизайны Ауриги:






Съемочная группа рассматривала много разных вариантов внешности Новорожденного – в некоторых он был больше похож на человека, в некоторых меньше.

Один из альтернативных дизайнов Новорожденного.
Рассматривалась идея придать Новорожденному черты лица Рипли - но от этого позже отказались.



В еще одном дизайне у Новорожденного имелись гениталии.

В сценарии, в сцене, когда Новорожденный подходил к Рипли и облизывал ее, нам давали их крупный план, что недвусмысленно намекало на то, с какой целью он так усиленно за ней гонялся. Но в конце концов Жене решил что даже для французского режиссера это слишком, и гениталии замазали на комьпютере.
“Чужой: Воскрешение” вышел в американский прокат в ноябре 1997 года и провалился там, собрав еще меньше чем “Чужой 3”, при большем бюджете. Мировой прокат в очередной раз финансово спас франшизу, позволив студии отбить затраты.
Плохое знание английского сослужило Жене добрую службу – ибо когда ему задавали вопросы по поводу того, что он думает насчет не самой лучшей прессы его фильма, Жене переводил все в шутку, заявляя что из-за незнания языка не может читать англоязычную критику, а вот во Франции отзывы о фильме были вполне хорошими: во многом из-за национальной гордости по поводу того, что французский режиссер получил такой крупный проект.


Но более всех недоволен был Джосс Уидон – после выхода фильма он не уставал раздавать интервью, в которых обвинял киношников в том, что они сняли все неправильно, что сценарий “Воскрешения” низшая точка его карьеры и т.п. Самое забавное в этой ситуации то, что сценарий Уидона никто не менял – все изменения были вызваны бюджетными, но не художественными соображениями.




Наибольшая ирония во всей этой ситуации заключается пожалуй в том, что “Чужой 3”, который выходил как финал саги про Чужих так им и не стал. А вот “Чужой: Воскрешение”, которым студия как раз пыталась придать франшизе свежее дыхание, чтобы потом запустить в производство новые сиквелы – стал. Падающие сборы и интерес зрителей говорили сами за себя. С тех пор конечно ходило немало слухов насчет того, что пятая часть все же будет запущена в производство, и в одно время Джеймс Кэмерон даже взялся за написание сценария “Чужого 5” – но в конечном счете из этого ничего не вышла потому что студия решила что лучше будет развивать франшизу в части кросс-оверов и приквелов.
Что же касается Уидона, то неправильно снятое “Воскрешение” так его задело, что он решил вернуться к идее космических пиратов – но в этот раз сделать все так, как ему хотелось бы. Так на свет родилась концепция, которая пятью годами позже превратилась в сериал “Светлячок”. Впрочем, это уже совсем другая история…
“
Journal information