Итак, договор был подписан – но естественно, что стороны не склонны были верить друг другу на слово и предприняли меры, чтобы следить за его выполнением. Так, американцы создали серия спутников под названием Vela – эти аппараты были оснащены рентгеновскими детекторами и фотодиодными датчиками, которые должны были фиксировать ядерные вспышки. Спутники Vela запускались попарно на орбиты высотой от 100 000 до 200 000 километров во избежание попадания в радиационные пояса Ван Аллен (первая серия была запущена всего через три дня через после подписания договора). Один из спутников этой серии, с номером 6911, в 1979 году и обнаружил то, что стало известно как "инцидент Вела".

Итак, 22 сентября 1979 года, спутник Vela зафиксировал двойную вспышку (характерную для атмосферного ядерного испытания мощностью 2-3 килотонны) в южной части Атлантики, между островами Крозе и островами Принса-Эдуарда. За годы своей службы, спутники Vela зафиксировали 41 двойную вспышку, каждая из которых впоследствии признавалась какой-то из стран ядерным испытанием. Но в этот раз сложилась уникальная ситуация – никто не взял на себя ответственности за этот взрыв.


Двойная вспышка является характерной подписью любого атмосферного или наземного ядерного испытания. Изначальная вспышка длится 1 миллисекунду и является крайне яркой. Затем в атмосфере возникает огненный шар (вторая вспышка), который скрывает за собой изначальную вспышку - потому она менее яркая, но из-за быстрого расширения и свечение шарообразного объёма воздуха длится дольше - от нескольких сотен миллисекунд до нескольких секунд. Из-за этой особености любое атмосферное ядерное испытание крайне легко засечь со спутника.
Разумеется, были предприняты проверки района, где предположительно взорвалась бомба. И тут тоже возникли странности – ни одному из специальных самолетов WC-135, не удалось найти остаточных следов радиации. С другой стороны, расчеты показали что из-за изменившегося направления ветра, радиоактивные осадки могло отнести по направлению к Австралии – и в самом деле, через несколько месяцев, низкий уровень содержания йода-131 был обнаружены у овец на австралийских островах Виктория и Тасмания (что впрочем не обязательно было свидетельством именно этого ядерного испытания).

Если исходить из того, что это действительно был ядерный взрыв, то возникает резонный вопрос о том, кому могло понадобиться тайно взрывать ядерную бомбу в Южной Атлантике? Самые очевидные варианты заключались в том, что это был или Израиль или ЮАР даже совместное секретное ядерное испытания двух стран.
Известно, что ЮАР имела собственную успешную программу создания ядерного оружия . Всего южноафриканцам удалось собрать 6 ядерных боеголовок, которые ввиду приближающейся смены правящего режима были разобраны в начале 90-х годов. Кстати, все смотревшие х/ф “Район №9”, могли видеть бункер, где хранились бомбы – в фильме он исполнил роль секретной лаборатории MNU, где проводились опыты над пришельцами.

Само правительство ЮАР никогда не признавало проведения каких-либо ядерных испытаний – эксперты МАГАТЭ, следившие за уничтожением африканского ядерного арсенала тоже утверждают, что согласно их данным, на сентябрь 1979 года у ЮАР еще не было технической возможности взорвать бомбу. Израиль разумеется тоже никогда не признавал проведения таких испытаний как собственно и самого факта обладания ядерным оружием.
Помимо этих кандидатов, существовала также версия, что это могло быть индийское ядерное испытание или секретное испытание французской нейтронной бомбы – но никаких явных подтверждений этому (а также тому, зачем этим странам скрывать тест - ибо про их предыдущие испытания были объявлены публично) до сих пор не появилось.
Как бы то ни было, но за прошедшие с тех пор 34 года, этот случай уже нашел свое отражение в массовой культуре, став основой для романа, и нескольких сериальных эпизодов.

Даже сейчас, часть данных по этому делу по прежнему засекречена. Возможно, когда-нибудь, мы все же и узнаем правду о том, что на самом деле стояло за "инцидентом Вела". А возможно он навсегда останется одной из тайн XX века, вокруг которой будут строиться все новые и новые захватывающие теории - в конце концов для большинства версия некой тщательно скрываемой тайны всегда будет куда притягательнее, нежели просто банальный отказ техники.
Journal information