Mute рассказывает историю Лео, с которым в детстве происходит несчастный случай, из-за которого он лишается возможности разговаривать. После показа этого происшествия мы переносимся в Берлин 2046 года. Лео вырос и теперь работает барменом в баре, которым владеет русская мафия и встречается с работающей там же афганской официанткой Надирой. В качестве пары штрихов к портрету нашего героя стоит отметить, что по какой-то, толком так и не объясненной причине, он категорически не любит технику и не пользуется ей, а еще у него явные проблемы с самоконтролем, ибо чуть что, он сразу начинает махать кулаками.
И вот, однажды Надира пропадает, и Лео пускается во все тяжкие, пытаясь ее отыскать. Параллельно с этой линией разворачивается линия американца с очень оригинальным именем Кактус Билл, который работает врачом на тех же русских, что владеют баром Лео. Кактус является кем-то вроде дезертира, и он очень хочет покинуть Германию со своей дочкой, но не может так поступить, пока русские не сделают ему обещанные документы. Также в истории фигурирует его сослуживец с тоже достаточно оригинальным именем Дак, который помимо всего является педофилом. Оба они разумеется как-то связаны с историей Лео и Надиры – но как именно мы понятное дело узнаем лишь в финале.
Сценарий 2009 года мне абсолютно не понравился. Первое, что сразу же бросилось в глаза это, то, что этой истории нет никакой надобности разворачиваться в будущем. Не считая нескольких видов Берлина и упоминания летающего такси в ней нет ничего футуристичного, время действия не играет никакой роли в сюжете, с таким же успехом оно могло бы разворачиваться и в наше время и даже раньше. Позже, немного погуглив, я нашел причину этого – оказалось, что первый сценарий Mute, написанный им еще в 2006 году, действительно разворачивался в современном Берлина. Но Джонс, будучи большим фанатом «Бегущего по лезвию» в какой-то момент очевидно решил, что и в его картине должны быть небоскребы и летающие машины и перенес действие в 2046 год. Но если в фильме Ридли Скотта будущее было обосновано – та история никак не могла разворачиваться в современную эпоху, то у Джонса все это грубо говоря лишь понты. Да, концепты смотрятся симпатично, и трейлер надо полагать тоже будет красивым, только смысла в этом на самом деле нет.Второй очевидный факт заключается в том, что немота героя и его пренебрежение к технике тоже на самом деле толком никак не обыгрываются в сценарии. Все выглядит примерно так – Лео приходит к очередному персонажу, избивает его, тот поначалу орет «Чего ты хочешь, отстань от меня!», а потом, устав терпеть побои, все рассказывает. Вставь сюда умеющего говорить героя, который будет спрашивать где его девушка – смысл будет такой же. Точно так же и с техникой – герой как бы не любит ее и не пользуется даже телефоном, но когда его припирает, то сразу же берет его в руки и начинает писать СМС. Так что если честно, как и помещение действия в будущее, немота героя на мой взгляд это просто фишка, чтобы как-то визуально выделить эту историю среди кучи других, но которая никак не влияет на сюжет.
Ну и в третьих, сама история просто скучная. В ряде мест читать сценарий было просто невыносимо. «Бегущий» конечно тоже не мог похвастаться зашкаливающей динамикой, но там были интересные персонажи. Тут же половину сценария занимает бесконечная болтовня Кактуса и Дакка, другую - история того, как Лео изображает из себя лайт-версию Лиама Нисона. При этом, лично у меня его персонаж вообще не вызвал никаких симпатии. В начале истории подружка Лео несколько раз пытается рассказать ему о том, что с ней происходит и что может случиться, но он вместо того чтобы послушать и помочь в прямом смысле слова затыкает ей рот, не желая узнавать новости, которые его расстроят. Я лично не могу заставить себя болеть за героя, который сам виноват в том, что случилось.
Так что, если подводить итоги, я очень рад, что много лет назад Джонс все же решил снять «Луну». Если бы он выпустил Mute в качестве дебютной картины, то очень сомневаюсь, что она бы принесла бы ему признание со стороны кинематографической общественности и помогла с карьерой.Лично я бы хотел увидеть неонуар в стиле «Бегущего по лезвию». Но также я бы хотел, чтобы в нем были интересные герои, а будущее и немота героя имели значение для сюжета, а не служили декоративными элементами истории. Остается лишь надеяться, что за истекшие шесть лет Джонс смог радикально переработать сценарий в лучшую сторону.
Journal information