Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Categories:

35 лет со дня гибели шаттла Challenger

Сегодня исполнилось 35 лет со дня катастрофы шаттла Challenger, унесшей жизни семи американских астронавтов. Корабль погиб 28 января 1986 года во время своей десятой миссии. На 73-й секунде полета, когда Challenger находился на высоте 15 км, левый твердотопливный ускоритель сорвался с крепления и пробил основной топливный бак, что привело к его мгновенному разрушению.

Кабина с семью астронавтами пережила разрушение бака. Она продолжила полет по баллистической траектории, достигла высоты в 18 км, после чего упала в океан. В дальнейшем удалось выяснить, что как минимум несколько членов экипажа Challenger оставались в сознании после катастрофы. Но в сложившейся ситуации астронавты уже не мог ничего изменить. Challenger не имел системы спасения, рассчитанной на эвакуацию экипажа в случае разрушения корабля. Через две минуты свободного падения кабина ударилась о поверхность Атлантического океана на скорости около 333 км/ч, мгновенно убив всех, кто находился на борту.
Последующее расследование установило, что прямой причиной катастрофы стало вызванное конструкторским просчетом разрушение уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя. Через него прорвался поток горячих газов, что и запустило всю дальнейшую цепочку событий.
Повреждения уплотнительных колец ускорителей случались и раньше. Но руководство NASA не отдавало должного внимания опасным инцидентам, считая, что система имеет достаточный ресурс надежности. Оно ошибалось. Ночь перед запуском Challenger выдалась необычно холодной по меркам Флориды. Температура в районе мыса Канаверал опустилась до −2 °С. Низкие температуры уменьшили гибкость использовавшегося в ускорителях вулканизированного уплотнительного материала, сделав его более хрупкими и уязвимым для нагрузок. Известно, что утром 28 января несколько инженеров потребовало у руководства полета отмены предстоящего запуска по соображениям безопасности, но получили отказ. Что касается экипажа Challenger, то он и вовсе не знал о существовании каких-то проблем с ускорителями.
Гибель корабля оказала огромное влияние на дальнейшее развитие американской космической программы и имела ряд значимых последствий. После катастрофы шаттлы не летали почти три года. NASA серьезного ужесточила нормы безопасности и отказалась от использования крылатых кораблей для вывода на орбиту коммерческих грузов. Был отмене проект по запуску шаттлов на полярные орбиты с западного побережья США. Многие научные миссии, чей запуск должен был состояться еще в 1986 году, отправились в космос лишь спусти три – четыре года. Среди них телескоп «Хаббл» и межпланетные зонды Galileo и Ulysses.
Challenger стал косвенным виновником другой крупной катастрофы. Твердотопливные ускорители челноков использовали в качестве топлива перхлорат аммония, производившийся на заводе PEPCON в штате Невада. Из-за длительного перерыва в полетах шаттлов на его складах скопились большие запасы неиспользованного топлива. 4 мая 1988 года на заводе начался сильный пожар в итоге приведшей к серии взрывов суммарной мощностью в одну килотонну. Катастрофа привели к гибели двух и ранениям 372 человек, а сумма нанесенного ущерба составила около 100 млн долларов.


Tags: космос
Subscribe

Posts from This Journal “космос” Tag

promo kiri2ll декабрь 18, 2015 20:00 58
Buy for 40 tokens
Небольшое объявление. Я всегда рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно как у меня в блоге: космос, высокие технологии или же кино, сценаристика и все, что с ними связано. Впрочем, учитывая реалии, вполне могу рассмотреть и другие…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “космос” Tag