Ладно, оставим сарказм. Фильм это в первую очередь фильм, а не учебник. Ну а когда речь к тому же идет о фильме, перегруженном концепциями, теоретически возможными, но чья практическая реализация под большим вопросом, противоречия закономерны и понятны. К тому же, далеко ведь не всем нравится творчество Нолана. Но в случае с «Интерстелларом» все же есть одно интересное обстоятельство, про которое я хотел рассказать: помимо самого фильма, существует также книга «The Science of Intertellar», написанная астрофизиком Кипом Торном, идеи которого стала отправной точкой для создания фильма.


Во вступлении Торн рассказывает о том, как у него и его давней подруги Линды Обст примерно в 2005 году зародилась идея создания фильма о путешествиях через червоточину, черных дырах и встрече с существами из пятимерного пространства. В феврале 2006 Обст встретилась с агентом Стивена Спилберга и вскоре режиссер заинтересовался идеей фильма. Забавный факт – на тот момент Торн не видел ни одного фильма Спилберга кроме «Инопланетянина».
На встрече со Спилбергом, Торн выдвинул два основных принципа будущего фильма:
- Во-первых, ничто в нем не должно нарушать существующих законов физики и нашего понимания об устройстве Вселенной.
- Во-вторых, даже самые дикие спекуляции (гипотезы), должны быть основаны на существующих ныне научных представлениях и теориях.
Далее в проект включился Джонатан Нолан, однако вскоре его работа была прервана забастовкой сценаристов. После завершения забастовки, Нолан успел написать три варианта сценария, после чего в июне 2009 переключился на написание «Темного рыцаря: Возрождения легенды». Еще через год, 9 июня 2010 года Спилберг покинул проект из-за разногласий со студией (его компания Dreamworks переехала под крыло Walt Disney, после чего о работе с Paramount можно было забыть). Однако уже через 13 дней заинтересованность в фильме проявил Кристофер Нолан.


Вторая глава посвящена показанной в фильме черной дыре Гаргантюа. Она является сверхмассивной черной дырой с массой порядка 100 миллионов солнечных и диаметром 300 миллионов километров. Гаргантюа окружена аккреционным диском температура и светимость которого близки к солнечным (отсюда свет на планетах). Этот диск является «анемичным» - он очень давно (миллионы лет) не получал подпитки, потому у него нет джетов и он не излучает в рентгеновском диапазоне (т.е. к дыре можно приблизиться без риска умереть от радиации).


Интересная часть посвящена объяснению того, каким образом Endurance смог бы добраться до планеты Миллер. По расчетам Торна, после того как Endurance вышел бы на безопасную «парковочную» орбиту вокруг Гаргантюа, он бы стал вращаться вокруг нее со скоростью в 1/3 скорости света.Согласно все тем же расчетам Торна, планета Миллер должна была вращаться вокруг Гаргантюа со скоростью в 0.55 скорости света. Однако, чтобы добраться до нее, кораблю нужно было бы не добирать скорость, а наоборот погасить ее до 0.25 световой, после чего гравитация Гаргантю притянула бы корабль – без сброса скорости корабль разогнался бы слишком быстро и не смог бы осуществить данный маневр. Между прочим, в реальности инженеры сталкивались со схожей проблемой – чтобы выйти на орбиту Меркурия, аппарату Messenger пришлось совершить ряд гравитационных маневров вокруг Земли, Венеры и самого Меркурия, чтобы сбросить лишнюю скорость.


Однако Кристофер Нолан решил, что упоминание еще одной черной дыры слишком смутит зрителей, и потому в фильм попал диалог где Купер говорит о том, что мог бы использовать гравитацию обращающейся вокруг Гаргантюа нейтронной звезды чтобы сбросить скорость – хотя в реальности это бы не сработало. В книге, кстати, есть несколько картинок собственной визуализации Торна того, как бы выглядела Гаргантюа при облете Купером второй черной дыры.

Следующая глава рассказывает про червоточины. Помимо рассказов о том, что это такое, Торн вспоминает общение с Карлом Саганом по поводу «Контакта» - изначально Саган хотел отправить свою главную героинию Элеонор Эрроуэй в путешествие к звездам через черную дыру, но Торн предложил ему взамен червоточину, которая удерживается от схлопывания экзотической материей. С точки зрения самого Торна, конечно возможность существования проходимых червоточин мала – по крайней мере, в естественной природе они не возникают, а чтобы создать искусственную червоточину потребуются огромные усилия сверхцивилизации.

И наконец, еще одна часть посвящена тому, как можно было бы обнаружить червоточину с помощью обсерватории LIGO, которая смогла бы засечь испускаемые ей гравитационные волны. Этот фрагмент был в раннем сценарии Джонатана Нолана, но из фильма его вырезали, о чем Торн жалеет.


Находясь так близко к черной дыре, планета будет находится в приливном захвате (т.е. будет постоянно обращенной к дыре одной и той же стороной), однако при этом останется эффект "раскачивая" планеты при движении по орбите вокруг Гаргантюа . Это называется либрацией – благодаря им с Земли например можно видеть не ровно 50%, а 59% поверхности Луны. В показанной в фильме ситуации, либрация помноженная на гравитацию Гаргантюа по расчетам Торна может действительно привести к возникновению огромных волн, которые будут прокатываться по планете с промежутком примерно в час.



Орбита планеты Манна
Две заключительные главы посвящены нырку под горизонт событий Гаргантюа, физике многомерных пространств, сингулярностей и тессеракту. Торн объясняет, как за последние годы изменились представления о черных дырах, и почему если в 1985 году он отговорил Сагана отправить Эллеонор Эрроуэй в путешествие через черную дыру сказав что это мгновенная смерть, то в 2013 он уговорил Нолана отправить Купера к Гаргантюа, зная что космический корабль сможет проникнуть за горизонт ее событий, не будучи при этом мгновенно разорванным на мелкие кусочки.




Как я сказал, выще фильм – это не учебник астрофизики, да и книга Торна тоже не учебник, а научно-популярное издание, рассказывающее вкратце про научные предпосылки, от которых отталкивался он сам и сценаристы. В конце Торн дает большой список литературы, которую стоит изучить, чтобы «нормально» разобраться в теме.
Но все же, я не могу не отдать создателям должное за все эти концепции. Некоторые из них весьма релистичны, некоторые из них кажутся откровенно маловероятными (в ходе текста Торн неоднократно подчеркивает, что вполне может ошибаться и раньше он уже допускал ошибки) – но над всеми ними интересно на досуге поразмышлять и для этого даже не обязательно привязываться к фильму. Если «The Science of Intertellar» переведут на русский, думаю, я бы ознакомился с ней еще один раз.
Journal information