
Кресло режиссера проекта занял Гор Вербинский, чья карьера тогда находилась на пике — в 2006 и 2007 годах вышли снятые им продолжения «Пиратов Карибского моря», суммарно собравшие два миллиарда долларов в мировом прокате. Сценаристом стал Джон Логан, известный публике по «Гладиатору», «Последнему самураю» и «Авиатору» (также на его счету была написанная под Шварценеггера нереализованная версия«Я - легенды»).

Перед тем как начать разбор, отмечу что, к сожалению, лично я не так и не поиграл в BioShock. Мое знание игры исчерпывается общей информацией о ее основах и сюжете, а также несколькими разговорами с людьми, которые в нее играли. Также скажу, что прочитанная мной версия сценария Логана датирована 20 мая 2009 года и насчитывает 118 страниц.






















В итоге, сплайсеры загоняют героев на кухню. Чтобы спастись, Атлас принимает АДАМ и дает Джеку второй шприц, сопровождая это фразой «Будь любезен, прими наркотик». Герой употребляет вещество, которое намного его усиливает его силу и агрессию. В результате, Джек устраивает кровавую баню, убивая монстров и получая от этого удовольствие.












Джек направляется в цитадель — и Райан неожиданно пропускает его, спуская лифт. Поднявшись наверх они, наконец, встречаются лицом к лицу. Следует основной сюжетный твист. Основатель Восторга сообщает Джеку, что является его отцом.

Джек все равно не верит отцу и тот устраивает наглядную демонстрацию, приказывая ему выполнять различные действия. Затем, не желая убивать сына и не желая мириться с тем, что мечта всей его жизни обернулась крахом, Райан решает покончить с собой. Он делает это руками Джека, с помощью кодовой фразы заставляя его убить отца.
После смерти Райана все автоматические охранные системы отключаются и Атлас захватывает полную власть над городом, где воцаряется абсолютный хаос. Вскоре, он связывается с Джеком, подтверждает все, что сказал Райан, а затем говорит «Будь любезен, покончи с собой». Но когда герой приставляет пистолет к своей голове, внезапно появляется одна из маленьких сестричек и не дает герою нажать на спусковой крючок.





В последней сцене мы видим, как американская подлодка находит дрейфующие в океане спасательные капсулы и слышим закадровый голос Джека. Он сообщает, что решил воплотить в жизнь видение своего отца и распространить славу Восторга на весь мир. Далее нам показывают, как вылезающие из капсулы сплайсеры убивают моряков и захватывают субмарину. В финальных кадрах на ней раскрывается отсек с готовыми к запуску ядерными ракетами. Конец.
Скажу сразу, что сценарий Логана пролетел почти на одном дыхании, чего со мной уже давно не было. Он действительно хорошо написан и при чтении мне было легко визуализировать ту или иную локацию — даже при том, что я не играл в оригинальную игру. Мне весьма понравилась атмосфера и ретрофутуристическая стилистика этого мира. Также скрипт очень насыщен разнообразным действием. Тут и начальное хождение по пустому городу с постепенным нагнетанием атмосферы, и прятки от сплайсеров в стелс-режиме с периодическими вспышками ультранасилия и финальный экшн.

Конечно, у работы Логана были и недостатки. Некоторые из них проистекали из минусов сюжета игры или, по крайней мере, особенностей его переноса в формат киносценария. Например, скрипт не давал никакого ответа на вопрос, что Джек делал на суше. Из сценария вроде как следует, что начальная авиакатастрофа произошла в реальности и Джек на самом деле перестрелял экипаж самолета. Но как он вообще оказался на его борту? Во флэшбеках нам показывают, что люди Атласа держали и перепрограммировали его в самом Восторге. Зачем им было переправлять парня на континент, чтобы потом возвращать обратно (причем таким странным способом), решительно непонятно.


Еще отмечу, что мотивации самоубийства Райна не хватало обоснования. Насколько я понял, в игре Джек за счет своего ДНК мог проходить через все охранные системы, что злодей и использовал для захвата города. Но в сценарии адаптации этот момент убран. Райан просто разрешает герою зайти в Цитадель. И по идее ничто не мешает ему просто сказать «Будь любезен, иди к доктору Танненбаум» и с ее помощью вернуть себе сына. Да, можно обосновать его поступок тем, что увидев ставшего рабом Джека, до Райана наконец дошло, что его утопия умерла. Но все равно, это ключевой момент сценария — и на мой взгляд, ему бы определенно не помешала доработка.
Также я бы отнес к минусам слишком большой упор на экшн во второй половине скрипта. Да, я люблю всякие захватывающие эпизоды, но когда они идут без передышки один за другим, от этого все же начинаешь немного уставать. Мне кажется, что будь в этой части сценария несколько допсцен для лучшего раскрытия персонажей и предыстории событий, работа Логана только бы выиграла.

Если честно, у меня появилась такая теория. Возможно бескомпромиссная концовка была добавлена намерено, с хитрым расчетом на то, что студия и продюсеры начнут давить на режиссера с требованием отказаться от столь мрачного финала (благо, что остальной сценарий также не отличался особым оптимизмом) и потому не будут обращать особого внимания на другие аспекты истории. В результате, Вербинский мог бы «нехотя» уступить студии, но в качестве компенсации сохранить другие моменты, которые в противном случае были бы вырезаны.


В результате, в Universal решили провести ревизию своих крупных экранизаций с рейтингом R. Под удар попали «Хребты безумия» Гильермо дель Торо и BioShock. Universal потребовала от их режиссеров переработать сценарии таким образом, чтобы существенно уменьшить размах, убрать все кровавые моменты и матерщину, и выпустить PG-13-friendly кино. И дель Торо и Вербинский категорически отказались так делать. В результате, оба проекта приказали долго жить.






Ну а в завершение стоит сказать, что при чтении сценария BioShock неожиданно для самого себя я вспомнил про «Лекарство от здоровья»: последний на сегодняшний день фильм Гора Вербинского. Неожиданно — это потому, что я честно говоря успел забыть, что когда-то его смотрел.


Для тех, кто хочет поддержать деньгами мои обзоры:
Или Web Money (USD): Z550553330247
Journal information