Эта Киля является гипергигантом - яркой голубой переменной, чья масса оценивается в 120, а светимость как минимум в один миллион солнечных. Такие тела вплотную подходят к теоретически возможным пределам размеров звезд и встречаются крайне редко - во всем Млечном пути несколько дюжин таких гипергигантов. Скорее всего в систему Эта Киля входит как минимум еще одна звезда, однако она скрыта от нас пылью и астрономы судят о ее наличии по косвенным признакам.

Изображение Эта Киля в рентгеновском диапазоне, полученное космической обсерваторией "Чандра"
Эта Киля давно известная своими хаотичными изменениями яркости. В 1820 году светимость звезды стала резко увеличиваться, и к 1843 году она стала второй по яркости звездой на нашем небе после Сириуса. Однако, затем Эта Киля стала терять свою яркость так же быстро как и набрала и в настоящий момент находится на пределе видимости человеческого глаза.

Изменение яркости Эта Киля за последние 300 лет
Считается, что туманность Гомункул, которая своей необычным видом напоминает гигантский арахис, возникла в ходе гигантского выброса вещества, который вызвал резкое увеличение светимостизвезды в 19 веке. Существует несколько объяснений формы Гомункула, начиная от того, что Эта Киля настолько быстро вращается вокруг своей оси, что сплюснута у полюсов и за счет этого на полюсах давление света звезды особенно сильно выбрасывает в межзвездное пространство внешние слои звезды и заканчивая такой экзотической версией, что в системе находится пара небольших черных дыр, которые своей гравитацией воздействуют на выброшенное звездой вещество. Как бы то ни было, туманность имеет диаметр 0.7 светового года и расширяется со скорость 650 километров в секунду. Считается, что во время образовавшей ее вспышки звезда могла сбросить массу, эквивалентную 5 – 10 массам Солнца.

Изображение Эта Киля в УФ-спектре, полученное космическим телескопом "Хаббл"
Звезды подобные Эта Киля крайне нестабильны и обычно живут весьма недолго. Считается, что в течении ближайшего миллиона лет она превратится в сверхновую. Правда когда именно это случится – завтра, через сто лет, через миллион лет, к сожалению сказать сложно. Но и и без сверхновой, фотографии этой системы действительно завораживают взгляд.
Journal information