Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Category:

Про 20-летний юбилей «Матрицы» и ее ранний сценарий

Вчера все прогрессивное человечество отметило 20-летнюю годовщину премьеры первой «Матрицы». Я бы конечно хотел написать большой материал, посвященный созданию фильма и его производственным перипетиям… но проблема в том, что я его уже когда-то сделал. И с тех пор мы вроде как не услышали никаких новых откровений про съемки оригинала. Ну разве что Уилл Смит выложил видео, в котором рассказал, как отказался от предложения сыграть Нео. Так что я не вижу смысла дублировать старый текст.

Вместо этого я лучше еще раз вспомню про один некогда всплывший в сети любопытный документ, к сожалению, до сих пор незаслуженно обделенный вниманием. Речь идет о письме, датированном 4 февраля 1994 года. Оно было написано директором по развитию компании Silver Pictures Уиллом Стэгером. Получателем письма был продюсер Джоэл Сильвер. Тот самый Джоэл Сильвер, что в итоге дал зеленый свет «Матрице».
Письмо представляет собой кавередж на ранний сценарий «Матрицы» написанный тогда еще братьями Вачовски. Что такое кавередж? По очевидным причинам, большие продюсеры и студийные шишки крайне редко лично читают сценарии. Обычно, эта работа возлагается на профессиональных «чтецов». Они вычитывают сценарий, после чего составляют кавередж: документ на несколько страниц, содержащий краткий пересказ сюжета, после которого идут комментарии, в котором указываются сильные и слабые стороны проекта. В конце делается общий вывод по поводу того, стоит ли запускать его в разработку. Ну а далее все просто. Продюсер читает кавередж и на основании этой краткой выжимки решает, заслуживает ли сценарий дальнейшего внимания.
Чем же мне так приглянулся кавередж «Матрицы»? Все просто. Дело в том, что в отличие от какого-нибудь «Чужого» или «Терминатора», в открытом доступе невозможно найти ранние версии сценария Вачовски. Все ограничивается лишь общими фразами из интервью. А лично мне, например, всегда интересно узнать с чего начинались любимые фильмы. Не секрет ведь, что ранние версии многих классических лент зачастую хуже итогового продукта. Их чтение позволяет понять, как авторы постепенно дорабатывали историю и сумели сделать ее лучше.
К тому же, кавередж сам по себе намного честнее всех этих стандартных документалок, фильмов о фильме и хвалебных интервью, в которых продюсеры и актеры наперебой рассказывают  о том, как прочитали сценарий, и тут же поняли, что это шедевр. Потому что документ отчетливо демонстрирует две вещи:

а) Нет, никто не понял, что у них на руках будущая классика жанра.
б) Ранний скрипт «Матрицы» заметно отличался от итогового фильма. И я бы сказал, что все внесенные в него позже изменения определенно пошли картине на пользу.

Итак, из имеющегося в кавередже пересказа сюжета можно узнать, что ранний сценарий Вачовски открывался сценой телефонного разговора между неким хакерол Эдди и его подружкой Кристи. Агенты перехватывали звонок, после чего следовала сцена головокружительной погони по крышам. Эдди почти удавалось добраться до телефонной будки. Но в итоге, агенты ловили его, вкалывали сыворотку правды, после чего тот выдавал имя Нео. Затем агент Смит снимал трубку телефона и говорил Морфеусу, что скоро доберется до него.
После этого мы знакомились с нашим главным героем. Сюрприз: в ранней версии сценария Нео был старшеклассником. Как и в фильме, он приходил на встречу с Морфеусом и брал таблетку. Правда, в этой версии ему говорили, что она нужна для медицинского теста (т. е. получается в первоначальном скрипте еще не было знаменитой сцены с выбором красной или синей). Далее герою сообщали правду о Матрице. От услышанного Нео становилось плохо, он терял сознания, после чего просыпался у себя дома.
Не понимая, было ли все взаправду, или же это дурной сон, Нео отправлялся в школу. Там его прямо во время занятий арестовывали агенты, а затем допрашивали, требуя сдать Морфеуса. Но Нео отказывался говорить. Далее появлялся Морфеус, сообщавший Нео, что тот успешно прошел испытание. После этого герой просыпался уже в реальном мире, где он ранее был лишь одной из батареек в системе.
Вторая половина сценария описана крайне схематично. Мы узнавали, что изначально машины (они названы «киберморпехами и сравниваются с Робокопом») были созданы для защиты людей. Но потом роботы подняли восстание и поработили человечество. Как и в фильме, гллавный герой проходил серию тренировок. При этом, Морфеус делал особый акцент на том, что Нео нельзя никого любить. Мол, любовь это слабость, которой могут воспользоваться машины.
Затем группа бойцов сопротивления возвращалась в Матрицу и Морфеус попадал в плен, Нео отправлялся на выручку, спасал своего наставника и побеждал агента Смита. Что важно, в описании ничего не упоминалось про предательство Сайфера (как и про само наличие этого персонажа) и гибель Нео с его последующим воскрешением. Так что у меня имеется сильное подозрение, что всего этого не было в ранней версии «Матрицы» и значительная часть христианских отсылок была добавлена в сюжет уже позже.
В финале герои уничтожали «Матрицу» при помощи электромагнитных ракет, а Нео и Тринити целовалось, показывая Морфеусу, что иногда в любви нет ничего плохого. Опять же, судя по описанию, оригинальный сценарий имел полностью завершенный сюжет и не предполагал никаких продолжений. Так что все эти рассказы Вачовски об изначально задуманной трилогии, вероятно, следует воспринимать аналогично историям про то, что Джордж Лукас заранее придумал все эпизоды «Звездных войн» и снимал их руководствуясь каким-то тщательно выверенным планом.
Часть с комментариями по поводу сюжета во многом даже интереснее его пересказа. Сразу стоит сказать, что Стэгер явно не впечатлился работой Вачовски. Точнее говоря, он похвалил первые тридцать пять страниц, назвав их «блистательными». Стэгеру понравилась завязка, начальная экшн-сцена и наличие загадки. А вот мнение насчет остального было куда менее радужным. По мнению рецензента, основными недостатками работы Вачовски являлись:

*«Плохая» комбинация визуальных эффектов. Плохая в том плане, что для их реализации требовалось много денег и при этом они являлись очень странными и абсолютно некинематографичными. В качестве примера для сравнения Стэгер привел Линчевскую «Дюну».
*То, что рукопись Вачовски по стилю была больше похожа на философскую научно-фантастическую повесть, а не на сценарий фильма.

*Проблемы с персонажами и сюжетом. Судя по комментариям, Стэгер абсолютно потерялся в них, окончательно упустив к финалу нить повествования. «Странный», «сбивающий с толку», «запутанный», «мистический», «я все еще не понимаю» — вот лишь несколько слов и словосочетаний, которыми он описывает работу Вачовски (многие из них повторяются по несколько раз). И этом при том, что весь его комментарий занимает 1,5 страницы.
*Неоправданные ожидания в развитии сюжета. Исходя из комментариев, Стэгер явно предполагал, что после освобождения Нео, он сразу же вернется в виртуальную реальность и устроит там большой бада-бум в стиле «Терминатора». Вместо этого ему пришлось читать скучные сцены с тренировками  и разговорами на «Навуходоносоре».

*Недостаточное количество объяснений по поводу того, как устроен мир «Матрицы», в результате чего Стэгер терзался вопросами по поводу того, как Морфеус намеревается победить машин, почему агенты охотятся на людей, что происходит в реальном мире с телами тех, кто отправляется в Матрицу и т. д.

Завершался разбор следующей рекомендацией:

«Чтобы сделать из этого мэйнстримный фильм, потребуется полная переработка материала после 35-й страницы. Сам сюжет, вероятно, придется свести к рип-оффу «Терминатора». По сути, к этому сводится завязка.Тогда история скорее всего заработает как надо с учетом мира, персонажей и тематики виртуальной реальности.

Поэтому мне очень сложно рекомендовать этот сценарий. Если бы его можно было приобрести по небольшой цене, то, возможно, мы бы смогли купить его и развить. Но для этого требуется полностью переписать работу, и при этом в сюжете все равно имеются проблемы, из-за которых фильм в итоге может полностью провалиться в прокате. Если говорить в целом о самом сценарии, то он сойдет: первые 35 страниц очень хороши, по крайней мере для того, чтобы мы могли поразмышлять над целесообразностью развития данного проекта».


Вот такие дела. Думаю очевидно, если бы кто-то заявился в офис Silver Pictures зимой 1994 года и заявил, что «Матрица» станет одним из самых влиятельных фильмов десятилетия, над ним бы просто посмеялись. Сценарий Вачовски тогда в лучшем случае воспринимался как основа для легкого плагиата «Терминатора», приправленного модной темой виртуальной реальности. Никто толком не понимал о чем эта работа, и почему она должна быть интересна публике.
Но справедливости ради, стоит отметить, что судя по имеющемуся описанию, ранний скрипт Вачовски не содержал многие из классических элементов фильма — тему избранности, выбора, смерть и воскрешение Нео, bullet-time и т. д. Как знать, возможно, что другие профессиональные чтецы вынесли бы работе схожий приговор.
Так что остается лишь искренне удивляться, что с такими рекомендациями «Матрица» все же была реализована, да еще и в задуманном авторами виде. Уж не знаю, сказалось ли чутье Джоэля Сильвера, или же Вачовски оказались настолько убедительными — но факт остается фактом. В наше время сложно представить, чтобы студия запустила в разработку блокбастер, основанный на концепции, которую никто не понимает и вдобовок, еще и доверит пост режиссера людям, у которых вообще нет опыта съемки больших фильмов.
Ну а самое забавное в этой истории заключается в том, что сейчас в профиле Уилла Стэгера на linkedin гордо указано, что он когда-то был чтецом сценариев и прочитал свыше двух тысяч рукописей. Из всех этих работ отдельного упоминания удостоилась лишь «Матрица». Жаль лишь, что Стэгер не написал, какую рекомендацию он ей оставил.

Tags: Кино, Обзоры сценариев, альтернативный сюжет, боевик, киберпанк, киноюбилей, фантастика
Subscribe

Posts from This Journal “киноюбилей” Tag

Buy for 40 tokens
Нет, это не киностудия Мосфильм. Не музей, не фестиваль и не детский городок. Это место я нашла случайно. Кроме арки со знаменитым логотипом есть другие интересные артефакты. Если пойти по тропинке за Домом Культуры ВДНХ, то в зарослях можно найти вот такой объект. Хм, что-то знакомое. Так…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Дык, фактически, "Матрица" и есть продолжение "Терминатора". Раз в "Терминаторе" дошли до ИИ, то все телодвижения Коннорсов только отсрочка на 1-2 поколения, потом ИИ все равно создадут.
Ага, ага. А сам "Терминатор" — продолжение "Машины времени" Уэллса. И вообще все time travel истории. Не надо упрощать до абсурда.
По мнению рецензента, основными недостатками работы Вачовски являлись:

*«Плохая» комбинация визуальных эффектов. Плохая в том плане, что для их реализации требовалось много денег и при этом они являлись очень странными и абсолютно некинематографичными. В качестве примера для сравнения Стэгер привел Линчевскую «Дюну».

*То, что рукопись Вачовски по стилю была больше похожа на философскую научно-фантастическую повесть, а не на сценарий фильма.

*Проблемы с персонажами и сюжетом. Судя по комментариям, Стэгер абсолютно потерялся в них, окончательно упустив к финалу нить повествования. «Странный», «сбивающий с толку», «запутанный», «мистический», «я все еще не понимаю» — вот лишь несколько слов и словосочетаний, которыми он описывает работу Вачовски (многие из них повторяются по несколько раз). И этом при том, что весь его комментарий занимает 1,5 страницы.

*Неоправданные ожидания в развитии сюжета. Исходя из комментариев, Стэгер явно предполагал, что после освобождения Нео, он сразу же вернется в виртуальную реальность и устроит там большой бада-бум в стиле «Терминатора». Вместо этого ему пришлось читать скучные сцены с тренировками и разговорами на «Навуходоносоре».

*Недостаточное количество объяснений по поводу того, как устроен мир «Матрицы», в результате чего Стэгер терзался вопросами по поводу того, как Морфеус намеревается победить машин, почему агенты охотятся на людей, что происходит в реальном мире с телами тех, кто отправляется в Матрицу и т. д.


По-моему все претензии абсолютно обоснованы и применительно к фильму :)
всё тщитесь поразить оригинальностью? уже давно всё понятно.

kouzdra

3 months ago

stierliz

3 months ago

kouzdra

3 months ago

none_smilodon

3 months ago

kouzdra

3 months ago

im_a_sandman

3 months ago

kouzdra

3 months ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
с Уилом нашим Смитом это была бы комедия.............

Deleted comment

pharao

3 months ago

dmitriyfree

3 months ago

yftvn

2 months ago

>Нет, никто не понял, что у них на руках будущая классика жанра.

Классика которого жанра имеется в виду? У киберпанка уже была на тот момент классика, т.к. он был "официально мертв". А "Матрица" -- такая сборная солянка с миру по нитке, что "киберпанк" там просто мебель с распродажи. "Элементы жанра", слышали звон, но ничо не поняли (слово "матрица" в значнии "киберпространство", ага). Примерно как восторги анимуфагов смешны по поводу "Призрака в раковине" -- т.к. основано оно не на "сокровищах епонской культуры", а на цельнотянутых идеях европейской философии 60-х -- особо примечателен тут (барабанная допь) "Дух в машине" (Ghost in the machine) 1967 Артура Кёлстнера (совпадение такое прям, "случайность? Не думаю"), про которую книжку восторженные анимуфаги просто не в курсе. Вторичность идей сквозная... Отцов жанра зато экранизовать нормально "нишмагли" чот ни одного. За дешманские потуги в "Мнемонике" и "Отеле Новая Роза" авторам поди до сих пор стыдна -- "Нейроманта" экранизовать теперь пытаются каждые десять лет, слухи распускают, арты рисуют... И сливаются. Гибсон, кажись говорил, что если бы посмотрел "Блейдраннера", врядли сел бы писать :)
Тебе череп не жмет?)

muterat

3 months ago

prezion

3 months ago

muterat

3 months ago

Ilya Volk

2 months ago

muterat

2 months ago

Ilya Volk

2 months ago

muterat

2 months ago

Ilya Volk

2 months ago

muterat

2 months ago

Почему-то не люблю матрицу. Не лезет хоть тресни.
Идея - великолепна! (я не про сюжет, а вообще про "матрицу")
Но реализация....
Какие-то тупейшие драки "на кулаках" , стрельба с замедлением времени.
Голимый экшн. скучищща...

Всё верно, "матрица" живёт чисто за счёт визуальных эффектов. В кино тогда её посмотрел и получил удовольствие, но пересматривать совершенно не хочется.

В тот же год вышел "Тринадцатый этаж" на сходную тему и с гораздо более интересным сюжетом. Но визуально - совершенно обычный затрапезный фильм, поэтому "Матрица" его полностью затмила. Всё-таки в кино и глаз должен радоваться, а не только мозг.

dmitriyfree

3 months ago

3agupa

2 months ago

white_eyed_chud

3 months ago

grib0juy

3 months ago

vetok

2 months ago

jebe_new

3 months ago

Вася Швецов

3 months ago

jebe_new

3 months ago

Вася Швецов

3 months ago

grib0juy

3 months ago

Вася Швецов

3 months ago

whitedavil

2 months ago

Вася Швецов

2 months ago

jebe_new

3 months ago

Вася Швецов

3 months ago

mitrichu

3 months ago

yyprst

2 months ago

Матрица это компиляция библейских мифов и киберпансковских сюжетов в том числе и аниме. Что вышло, то вшло, выглядит круто, а толку чуть.
да мифы то библейские тут причем?

craftwr

3 months ago

dmitriyfree

3 months ago

craftwr

3 months ago

muterat

2 months ago

craftwr

2 months ago

muterat

2 months ago

craftwr

2 months ago

muterat

2 months ago

craftwr

2 months ago

muterat

2 months ago

craftwr

2 months ago

black_semargl

3 months ago

sf1206

3 months ago

yyprst

2 months ago

sf1206

2 months ago

yyprst

2 months ago

sf1206

2 months ago

Спасибо, было интересно прочитать! Читая вас всегда удивляюсь, как фильмы трансформируются по ходу съёмок ) Про матрицу помню, как купил её на видеокассете, и посмотрев не один раз, пошел в кино, смотреть её на большом экране, когда её наконец-таки выпустили в наш прокат. Очень впечатляющий фильм. Что до критиков, что мол всё это уже было - так всегда. Мало придумать идею, нужно ещё её облечь в хорошую оболочку, и суметь донести до людей, обретя популярность. Тут все элементы важны. Как ИТшник-у, мне идея "батареек" всегда казалось чудовищной, но и с такими недостатками фильм смотрелся. Лучше бы как в Гиперионе (Эндимионе) сказали бы про использование мозга человека как элементов ИИ, биологических сопроцессоров, и на этом многое можно было бы выстроить. Но идеала в мире не бывает :)

(Не говоря уже о всём дебилизме с военной точки зрения, который происходит в третьей части фильма. Киношники за редким исключением не понимают, как можно показать современную войну зрелищно и нормально. Это очень сложно).
Упс. Не читал вашу предыдущую статью. Начал читать и сразу увидел, что Вачовски изначально думали про распределённую нейронную сеть, но продюссеры заставили их от этой идеи отказаться. Вот заразы ))
==Вчера все прогрессивное человечество отметило 20-летнюю годовщину премьеры первой «Матрицы»
А непрогрессивное - 20-летнюю годовщину бомбежек Югославии.

Интересно, это сбой Матрицы или её фича?
это результат выбора

andrey_zorin

3 months ago

shevunvar

3 months ago

Короче, суть такова: роль Вачовских в создании "Матрицы" сильно преувеличена. Им принадлежит только начальная часть идеи, а 80% того, за что фильм пользуется популярностью дело неких анонимусов переработавших начало и развивших костлявую идейку в толстого и красивого фильму.
удивительно идиотский фильм
про саморазрушение социума
что-вроде майдана - разрушим все нафиг, только бы геть от москвы, а как потом жить, хер его знает, главное разрушить
Обратите внимание, в конце фильма далеко не всех людей решили выводить из матрицы, чтобы не ломать им психику.

dmitriyfree

3 months ago

Матрица впервые в кинематографе задала известные вопросы и заставила сомневаться в "реальности".
Ну уж вряд ли впервые. В "Бразилии" чуть не полфильма оказываются плодом воображения сошедшего с ума главного героя. Если речь о виртуальной реальности, то были экранизации Филиппа Дика, уж не помню, как назывались.

black_semargl

3 months ago

craftwr

3 months ago

lkinar

2 months ago

alexkussul

3 months ago

krino2

3 months ago

craftwr

2 months ago

harill

March 25 2019, 09:57:29 UTC 3 months ago Edited:  March 25 2019, 09:59:30 UTC

Из всех этих работ отдельного упоминания удостоилась лишь «Матрица». Жаль лишь, что Стэгер не написал, какую рекомендацию он ей оставил.
Дык, может, это у него еще очень хорошая и добрая рецензия была? )))
Уж , всяко, ему не за то платят, что он любую писанину расхваливает. Вопросы там сугубо денежные, все риски надо просчитать, но и продукта без рисков - не существует.
То, как он "первые 35 страниц" превозносит - уже дорогого стоит...
Кстати, в связи с этим вспоминается известная история про съемки Матрицы: братьям (тогда еще) студия выдала некоторую сумму которой хватило бы на пол-фильма, по мнению студии. Чтобы потом посмотреть, что там получается, и , в случае если не торт, то свернуть проект. А братцы весь этот бюджет ввалили в экшн-сцену на несколько минуток, но с самыми прогрессивными на тот момент спецэффектами. Не помню уже, которую из них. Но боссы так впечатлились увиденным, что еще и увеличили бюджет раз в цать...
Мораль: сюжеты и философские подтексты это хорошо, но в кино решает картинка )
Кино и есть картинка :)))

harill

3 months ago

hellstalker

2 months ago

Ilya Volk

2 months ago

Нормально, что у сценария, как и у книг, есть черновики, ранние варианты и проч. Это творческий процесс. Всем бы такой.
И замечательно, что "Матрица" выросла в трилогию. Иначе бы так и осталась забавным сказочным боевичком, не более.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →