И если в перспективе Деймос действительно отправится в свободное плавание, то получается что через некоторое время Земля может остаться единственной планетой земной группы обладающей своим спутником (причем каким!) и по совместительству жизнью. Впрочем, мало кто считает это совпадением и гипотеза о том, что именно Луна сыграла очень важную роль в зарождении жизни на нашей планете пользуется большой популярностью. И я уж молчу про т.н. гипотезу “Уникальной Земли”.
Но об всем этом пожалуй в другой раз, а сейчас поговорим о спутниках, которые подобно Фобосу постепенно приближаются к планетам вокруг которых обращаются, и которые в исторической перспективе скорее всего обречены на погибель.
Итак, в зоне риска у Юпитера находятся 60 километровая Метида и 20 километровая Адрастея – два самых близких его спутника, которые вращаются вокруг планеты быстрее, чем она делает оборот своей оси. В результате, приливные силы постепенно уменьшают радиус их орбит, и когда данные тела пройдут предел Роша, то или упадут на планету, или распадутся на части, после чего через некоторое время эти обломки опять же упадут на газовый гигант. Правда, за свою жизнь, старик-Юпитер выдерживал и не такие бомбардировки, так что вряд ли такая мелочь окажет на него какое-то заметное воздействие.
Что касается Сатурна, то насколько известно, у него сейчас нет (или по крайней мере не осталось) спутников, которые находятся под угрозой. Правда остается вопрос о долговечности его колец, дебаты о происхождении которых продолжаются еще с 19 века. Крайне непривычно представлять, что существует вероятность того, что эта планета в отдаленном будущем возможно будет выглядеть примерно вот так.
В отличии от Сатурна, Уран может похвастаться целой коллекцией из 11 внутренних спутников, которые постепенно приближаются к его поверхности. Это: Корделия, Офелия, Бианка, Крессида, Дездемона, Порция, Джульетта, Розалинда, Купидона, Белинда и Пердита (да, они все получили имена в честь Шекспировских персонажей, что учитывая их потенциальную судьбу, достаточно символично). Наибольшая из этой компании, это 156 километровая Порция, наименьший – 18 километровый Купидон.
Правда учитывая общую нестабильность этой группировки возможно, что некоторые из этих тел погибнут раньше, чем достигнут предела Роша. Например моделирование показывает, что у Дездемоны есть неплохие шансы в течении следующих 100 миллионов лет столкнуться с Джульеттой или Крессидой. Единственное что я хотел бы отметить, что почти все эти спутники Урана были открыты в ходе одного лишь пролета “Вояджера-2” в 1986 году. Скорее всего, у него есть еще целый ряд небольших и пока еще не обнаруженных спутников, которые нынешние модели не учитывают, но которые могут оказать какое-то влияние на всю конфигурацию.
И наконец, Нептун. Если судьба Наяды, Таласы, Деспины и Галатеи вряд ли глубоко затронет сердца астрофизиков, то вот Тритон это совсем другое дело. Данное небесное тело, на которое приходится 95% всей массы спутниковой системы Нептуна, известно своими весьма необычными характеристиками (криовулканизмом) и сильно наклоненной к плоскости экватора планеты ретроградной орбитой, говорящими о том, что в некоем отдаленном прошлом он был захвачен гравитацией Нептуна.
И вот, всего через 3.5 миллиарда лет Тритон пройдет предел Роша и вероятнее всего “подарит” Нептуну кольцо, намного мощнее нынешних сатурнианских, которое при этом будет расположено весьма необычно. И тогда Нептун официально станет самой красивой планетой Солнечной системы. Интересно, будет ли к тому моменту в Солнечной системе кто-то, способный оценить подобное зрелище?
Journal information