Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Про приквел «Нечто» и его ранний сценарий

Когда я недавно писал про 35-летний юбилей «Нечто» Джона Карпентера, то лишь мимоходом упомянул про его одноименный приквел 2011 года. Сейчас пришло время довести дело до конца и рассказать о том, каким мог получиться этот фильм.


Для меня «Нечто» Маттиса ван Хейнигена относится к достаточно редкой категории картин по мотивам признанной классики, которые несмотря на свою ненужность почему-то не вызывают сильного раздражения. Да, лента всеми силами пыталась имитировать Карпентера, раз за разом воссоздавая классические сцены из оригинала 1982 года. Но, по крайней мере, она хотя бы не извращала его суть и не пыталась поразить идиотскими сюжетными «откровениями» о происхождении Нечто, как другая известная киносага про чужеродную жизнь.
Ну я еще благодаря приквелу появился этот замечательный пародийный  ролик, который кажется можно пересматривать бесконечно

Мог ли у создателей получиться фильм, который можно было бы без всяких оговорок поставить на одну полку с оригиналом? Лично я в этом сомневаюсь. Уже изначально против авторов играло то, что это приквел. Мы заранее знаем, с чем столкнутся герои, что умеет Нечто и чем все должно закончиться. Плюс, основную аудиторию приквелов обычно составляют фанаты. И это проблема: в отличие от обычных зрителей, они, как правило, очень хорошо помнят, что было в их любимом фильме. И потому, не жалуют практически неизбежные отступления от канона. А в случае с «Нечто» их хватало: можно вспомнить не совпадающее с картиной Карпентера количество персонажей, их национальности, языковые познания, отсутствие подрыва льда термитными зарядами и т.д.
Но при всем при этом приквел «Нечто» все же мог выйти заметно лучше итоговой версии. Я начну рассказ с описания раннего сценария картины за авторством Рональда Мура, в котором имелся ряд весьма заметных отличий от конечного продукта.

* У ранней версии был другой пролог. Во вступительной сцене нам показывали, как пытающиеся отыскать источник таинственного сигнала норвежцы выходили из вездехода, после чего уже пешком прочесывали местность, пока не находили место, под которым покоился инопланетный корабль. В фильме же, напомню, норвежцы едут на вездеходе, лед проваливается, после чего машина летит вниз.
Может показаться, что это не слишком значимый момент,  чтобы уделять ему такое внимание. Но, на мой взгляд, он неплохо символизирует пару ключевых проблем фильма — бездумную попытку сделать действие более быстрым и зрелищным и чрезмерное использование не самого лучшего CGI, что сильно бьет по атмосфере картины.

* Далее действие переносилось на базу Мак-Мердо. Мы знакомились с троицей ученых (Кейт, Адам, профессор Сандерсон), которые только что прилетели в Анарктиду, а также американским экипажем вертолета, который должен был подбросить их до норвежцев. В этой сцене также должно было случиться «камео» Макриди в виде его фотографии, висящей на стене офиса с припиской «Do not accept rides from this man!».
* После знакомства с норвежцами, герои отправлялись к инопланетному кораблю и спускались внутрь. Там они находили большое помещение, в котором находилось множество замороженных капсул, одна из которых была разбита изнутри. Кейт обращала внимание на несколько кучек пепла, а также следы огня во многих помещениях.
Pod_creature_-_Profile.png
Отсюда вырисовывался достаточно очевидный сценарий того, что же там случилось. Пришельцы посещали планеты и собирали биологические образцы. Одним из них оказалось Нечто. Каким-то образом ему удалось освободиться и напасть на экипаж. Последний оставшийся в живых пилот намеренно направил корабль в Антарктику, чтобы не дать существу вырваться.
* В сценарии имелся небольшой, но очень важный момент. Норвежцы сообщали героям, что когда впервые открыли люк инопланетного корабля, то это каким-то образом полностью вырубило всю радиосвязь в этом регионе. Это объясняло, почему позже они не могли вызвать помощь, а также слова радиста Виндоуса в фильме Карпентера о том, что он уже две недели не может ни с кем связаться.

* Основная часть действия в целом была похожа на фильм, но при этом имела более медленный темп. В тексте имелось несколько небольших сцен, призванных показать растущее недоверие между персонажами. Присутствовал эпизод, где герои находили кровавые следы, оставшиеся от еще одной ассимиляции.
* Больше времени уделялось тому, как Нечто-Джульетта завоевывала доверие Кейт. Вначале она подтверждала ее опасения по поводу того, что кто-то из полярников заразился, показывая ей разорванную одежду, которую она будто бы где-то нашла. Через некоторое время Кейт уже сама подходила к Джульетте, чтобы обсудить план дальнейших действий — и она пользовалась подвернувшейся возможностью, чтобы попытаться ассимилировать ее.
* В финале Кейт сталкивалась с Нечто, принявшим облик инопланетного Пилота, чтобы управлять космическим кораблем (он представлял собой что-то вроде биомеханоида, с помощью кабелей подсоединявшегося к системам судна). Героиня угрожала взорвать динамит, если Нечто-Пилот нападет на нее. В этот самый момент появлялся Картер с огнеметом. Он сжигал Нечто, Кейт же бросала динамит, подрывая тарелку. Как и в фильме, вскоре мы узнавали, что Картер был ассимилирован. Убив Нечто-Пилота он пытался завоевать доверие Кейт. По сути, у него все равно не было другого выбора – если бы он сжег ее, то произошел бы взрыв и они бы все погибли.





Несколько раскадаровок этого эпизода. Остальные можно посмотреть по этой ссылке.

* И наконец, в этой версии у героев был лишь один вездеход. Когда Кейт сжигала Картера, то фактически подписывала себе смертный приговор. Она оставалась одна в ледяной пустыне без каких-либо средств передвижения и надежды на выживание.
Конечно, в силу уже упомянутых мной в начале обстоятельств, этот вариант сценария тоже не претендовал на звание шедевра. В нем были откровенно слабые места, которые затем перекочевали  в фильм — вроде демонстративно убегающей с базы собаки, или же Нечто-Картера, почему-то забывшего в каком ухе у него сережка.
Но все же эта ранняя версия мне понравилась больше фильма. Она была более размеренной, отвечала на несколько вопросов оригинала  и хоть самую малость, но все же коснулось интересной возможности противостояния нескольких Нечто. Ведь как мы помним из фильма Карпентера, это весьма эгоистичный организм, который не станет жертвовать собой ради блага сородичей.
Но, к сожалению, вместо улучшения впоследствие сценарий ухудшился. Дальнейшим переписыванием работы занимался Эрик Хайссерер, также правки вносило еще несколько человек (например, Скотт Фрэнк), но в итоге в титрах был упомянут лишь один Хайссерер.

Одной из первых жертв стал финал. По словам Хайссерера, судьба главной героини изначально была предрешена и он не видел никакого разумного способа, как оставить ее в живых. Но студия очень надеялась заполучить франшизу, так что в сюжет ввели второй вездеход для спасения Кейт.
Далее возник вопрос темпа. Студия была очень сильно обеспокоена «слишком медленным развитием сюжета». Дескать, современному зрителю не нужно нагнетание атмосферы, главное чтобы картинки на экране  почаще менялись и постоянно что-то происходило.
Так что ради ускорения первого появления Нечто сценарий начали резать, удаляя из него фрагменты и подсюжеты, которые были сочтены лишними. Это не пошло на пользу как истории, так и персонажам. Например, у единственного остававшегося в живых к финалу норвежца Ларса было несколько небольших эпизодов показывающих его неуклюжесть. Это логично подводило нас к началу фильма Карпентера, где как мы помним, норвежец случайно выронил гранату с вырванной чекой. Это и многое другое было вырезано из картины ради уменьшения хронометража. Вот несколько удаленных сцен.

Сожжение Карла


Атака Нечто-Хенрика


Самоубийство радиста Колина. В этой сцене должно было присуствовать Нечто, но его не успели нарисовать.


Следующим фактором стали бюджетные ограничения. Фильм Карпентера имел 15-миллионый бюджет, что для 1982 года было весьма солидной суммой. Бюджет приквела составил 38 миллионов, что по меркам 2011 года было где-то в районе нижней половине среднебюджетного кино. Из-за денежных ограничений было решено отказаться от неплохого вступления с базой Макмердо, где мы знакомились с главными героями. Вместо него был отснят пролог с разговором  Адама и Кейт в Нью-Йоркском кафе.Также в целях экономии и ускорения действия была вырезана сцена первого посещения героями инопланетного корабля.




Концепты и съемочные фотографии дизайна инопланетного Пилота

Стоит ли говорить, что после этого в фильме образовалась логическая дыра размером с айсберг. Я могу поверить в существо, способное имитировать другие организмы — но чтобы нашедшие инопланетный корабль ученые ни разу не попытались зайти в него и не озвучили эту тему? Уж увольте. Из-за этой сюжетной рокировки, сцену, где Кейт находила разбитую капсулу Нечто и останки оригинального экипажа корабля, переместили в финал.

Но даже не это было главной проблемой. Решающий удар нанесли спецэффекты. Визуальными эффектами картины занималась небезызвестные Алек Гиллис и Том Вудрофф из компании Amalgamated Dynamics. Начиналось все хорошо. Режиссер Маттис ван Хейниген планировал снимать картину по старинке с максимальным использованием аниматроники. Гиллис и Вудрофф достойно поработали, создав ряд весьма неплохих монстров. В октябре 2010 года на Нью-Йорксом комик-коне ван Хейниген показал первый тизер фильма с прологом в кафе и аниматронными эффектами.
Дальнейшая история настолько типична для Голливуда, что звучит как клише. Тест-просмотры картины завершились не лучшим образом. Как мы помним, Карпентер в этой ситуации по сути ничего не изменил и выпустил свое «Нечто» в первозданном виде. Но ван Хейниген не был Карпентером. И речь сейчас идет даже не о каких-то талантах, а просто о весе в индустрии. Для него «Нечто» было первым (и пока что последним) полнометражным фильмом в карьере, так что он мало что решал на съемках. В результате студия Universal перехватила контроль над фильмом и перенесла премьеру с апреля на октябрь 2011 года. А затем стартовали пересъемки.
Вначале зачем-то был полностью переделан пролог. Потом финал. Из него были вырезаны эпизоды, где Кейт находила разбитую капсулу, пепел и мумифицированного инопланетного пилота, который покончил с собой, перерезав шланг для воздуха. Решение мотивировали тем, что эти сцены слишком сложны для ума зрителя и запутывают сюжет. В результате, мертвого пилота заменили на светящиеся пиксели.
Но и это еще не все. Принявшего облик инопланетного пилота Нечто (созданного с помощью аниматроники) тоже вырезали из фильма, как и сцену где его сжигал Картер-Нечто. Кусочек со съемок этого эпизода можно увидеть в этом ролике.
Продюсеры объяснили решение тем, что Нечто в облике Пилота было совершенно не похоже на Нечто (ага, как будто у него есть какая-то традиционная форма) и это очень сильно смущало зрителей. Вот еще  видео со съемок. Помимо оригинального дизайна последнего монстра, в конце можно увидеть кусочек удаленной сцены с Кейт угрожающей Нечто-Пилоту.
Вместо Пилота в картину на скорую руку был добавлен Нечто-Сандер. Времени было мало, так что его уже рисовали на компьютере, а не создавали с помощью аниматроники.  Ну а далее, кому-то на студии  пришла в голову «блестящая» мысль свести все эффекты картины к единому знаменателю. В результате, почти всю аниматронику покрыли компьютерными текстурами, причем не лучшего качества. Работу Гиллиса и Вудроффа по сути смыли в унитаз.

Ван Хейниген никак не мог этому помешать. Более того, потом ему еще пришлось оправдывать студийное решение (контракт же), говоря журналистам чушь типа: «Мы хотели снять фильм с живыми эффектами, но в итоге это не сработало. Он оказался больше похож на кино из 1980-х, что для некоторых людей конечно много значит, но сейчас же уже 2011 год. Так что мы улучшили фильм с помощью CGI».
После выхода «Нечто» в Amalgamated Dynamics выложили на youtube ряд роликов со съемок, демонстрирующих созданных для фильма аниматронных монстров. Видео пользовались большой популярностью, и через некоторое время Алек Гиллис начал собирать на кикстартере деньги на фильм Harbinger Down, где впоследствии были использованы некоторые из эффектов, созданных для «Нечто».
Что же касается многострадального приквела, то он вышел в прокат 14 октября 2011 года и разделил судьбу картины Карпентера. Критика была плохой, ну а зрителям же фильм вовсе оказался не нужен. Картина с трудом наскребла по миру лишь 28 миллионов долларов. На этом правда сходство двух «Нечто» похоже заканчивается. Если фильм Карпентера со временем все же нашел своего зрителя, то картина ван Хейнигена так и осталась в памяти в качестве примера большого количества интересных возможностей, так бездарно упущенных студией.

Для желающих поддержать:

VISA: 4585 2061 6002 4798
Web Money (USD): Z550553330247

Tags: Обзоры сценариев, альтернативный сюжет, приквел, триллер, фантастика, хоррор
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Buy for 40 tokens
Как-то один, уже прославившийся на всю страну, уральский депутат советовал: “Что в кризис нужно меньше питаться”. А был ли этот кризис вообще? Я ничего не заметил, например. Особенного импортозамещения я тоже не увидел. Больше того, сегодня я вам открою одну маленькую тайну: в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →