Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Между Шумахером и Ноланом: каким мог бы стать пятый «Бэтмен». Часть 2



Пока шла работа над «Годом первым», по СМИ гуляли самые невероятные слухи насчет нового фильма. На роль Бэтмена назывались все возможные и невозможные кандидаты, начиная от Киану Ривза и заканчивая Беном Аффлеком (да, еще тогда!), основным выбором студии на роль Джима Гордона считался Аарон Экхарт, на пост режиссера пресса упорна сватала тогда еще братьев Вачовски (которые, по слухам, были совсем не против снять фильм в стиле «Матрицы»), и, разумеется, в очередной раз муссировалась тема камео Джокера. Сам же Джек Николсон раздавал откровенно издевательские интервью, обещая вернуться. Дошло до того, что два популярных интернет-портала (Dark Horizons и Coming Attractions) договорились о бойкоте всех новостей о будущем фильме.

В такой атмосфере на свет и появился 100-страничный сценарий Рафаэля Иглесиаса и Терри Хэйса (у которых уже был опыт киноадаптации комикса «Из ада») «Бэтмен: Устрашение», который после закрытия «Года первого» некоторое время рассматривался в качестве основного кандидата на экранизацию. Даже после того, как в проект пришел Кристофер Нолан, ряд ресурсов ошибочно сообщал, что он будет снимать фильм именно на основе «Устрашения».



«Бэтмен: Устрашение» (2001 г.)


Сценарий открывался сценой в психиатрической больнице Аркхэма. В одной из камер уже некоторое время находится человек в маске, который ни с кем не разговаривает и почти никак не реагирует на окружающий мир. Но на самом деле все это время он готовил план побега, который и претворяет в жизнь. Неизвестному удается вырваться на поверхность, и, взяв в заложники начальника охраны, добраться до обрыва, откуда открывается живописный вид на бушующий внизу океан и острые как бритва скалы.
Охрана на всех парах мчится за узником, и он совершает отчаянный прыжок вниз, чтобы оказаться на крыше бэтвинга. Оказавшись внутри, неизвестный снимает маску, под который все это время скрывался никто иной, как Брюс Уэйн. Альфред, управляющий бэтвингом, доставляет Брюса в его особняк, а мы погружаемся в огромный, 70-страничный флэшбек.

Комиссар Гордон и Бэтмен расследуют убийство друга университетского профессора, совершенное в ее квартире. Придя к выводу, что убитый был случайной жертвой, а основной целью нападавших являлась хозяйка жилища, они отправляются в город, чтобы спасти ее, но не успевают. Женщину похищают, а сам Бэтмен сталкивается с бандой не шибко умных бодибилдеров в масках, которые, кажетс,я не боятся ничего. С трудом одолев их, он начинает собирать информацию по этому делу.

Выясняется, что все бодибилдеры — члены спортивной команды Готэмского университета. Там же преподает некий Джонатан Крейн — весьма странный профессор, любящий поговорить сам с собой и иногда почитать студентам лекции о природе страха. После того, как он устраивает публичный опыт, в котором мышь, находящаяся под воздействием разработанного им токсина, нападает на кота и перегрызает ему горло, руководство университета не выдерживает и решает, наконец, уволить эксцентричного доктора.

Разгневанный Крейн обещает, что перед смертью все его коллеги познают настоящий страх и не откладывает дело в долгий ящик. Вначале он накачивает одного из них своим препаратом, что вызывает у того галлюцинации с насекомыми, а затем закалывает его. Затем банда бодибилдеров похищает декана университета и привозит его в подпольную лабораторию Крейна, где тот ставит эксперименты над людьми.

Тем временем Бэтмен проводит анализ вещества, подавляющего страх, и решает наведаться на химический завод, где его, вероятно, производят. Там происходит очередная схватка между ним и бодибилдерами, из которой Бэтмен вновь выходит победителем.

А Крейн продолжает свои эксперименты — он опробует новый состав на своем коте, который после этой процедуры кусает доктора. Позднее у Крейн начинаются галлюцинации и становится понятно, что токсин попал в его кровь. Невзирая на это, замаскировавшись под похищенного декана, Крейн идет в полицию, чтобы разузнать, что известно Гордону. Там у него начинается приступ страха, и он попадает в больницу, откуда вскоре бежит, сменив больничную пижаму на украденный плащ, а повязку на голове на шляпу Пугала, найденную в детской комнате.
Уже в образе Пугала он возвращается в свою лабораторию и убивает ошивающихся неподалеку двух стражей правопорядка. Чтобы отвлечь внимание полиции, люди Крейна отвозят похищенного декана в Аквариум — огромное здание, сделанное из прозрачного стекла, внутренние помещения которого населяют различные морские обитатели. Группа спецназа заходит внутрь и активирует мину, из-за чего помещение заполняется токсином Крейна: полицейские начинают видеть галлюцинации и в приступе паники стрелять во все стороны. Бэтмен прибывает как раз вовремя, чтобы спасти декана, но затем сам практически погибает, когда его ногу придавливает бетонным блоком в бассейне с акулами. К его счастью Альфред, дистанционно управляющий бэтмобилем, пробивает стены аквариума, не давая Брюсу утонуть.

После этого Бэтмен сталкивается с Крейном еще раз, пытаясь помешать тому распылить токсин в публичном месте — но в этот раз Брюсу не удается сорвать план доктора. Пытаясь остановить сумасшедшего, Уэйн проводит дополнительные исследования и узнает, что разработанный Крейном газ смертелен и со временем все подвергавшиеся его воздействию умрут. Также анализ газа позволяет ему узнать место, где Крейн появится в следующий раз.

Полиция устраивает облаву, но люди Крейна уже наготове. Они расстреливают полицейские машины гранатами с газом, убивая многих из них (включая Гордона), после чего уезжают. Бэтмен преследует конвой из нескольких машин, считая, что в одной из них находится сейф с антидотом. Люди Крейна стреляют в него самонаводящимися ракетами, но, благодаря хитрому маневру бэтмобиля, эти ракеты поражают самих же стрелков.

В конце концов, Бэтмен забирается в машину, где находится сейф. К сожалению, выясняется, что никакого лекарства в нем никогда не было — только токсин. Крейн закидывает гранату в кузов машины, и Бэтмену не остается ничего другого, как спасаться, спрятавшись в сейфе. Приехавшая полиция хватает пораженного токсином Бэтмена, обвиняя его в гибели Гордона и остальных копов, после чего его переводят в Аркхэм (но при этом по абсолютно непонятным причинам так и не сняв с него маски).

Флэшбек заканчивается. Уэйн считает, что проиграл борьбу и не хочет больше быть Бэтменом. Вдобавок, его все еще мучают галлюцинации, в одной из которых он встречает Джокера и повторяется финальная сцена из концовки фильма Бертона.

Тут Брюс вспоминает, что, находясь в Аркхэме, он действительно видел Джокера. Но поскольку безумный клоун давно мертв, то он приходит к выводу, что его пораженный токсином разум на самом деле принял за него доктора Крейна, который внедрился в Аркхэм и сейчас планирует освободить его узников, предварительно обработав их своим препаратом.

Бэтмен возвращается в Аркхэм (используя такую новинку своего арсенала как бэтлыжи) и выясняет, что Крейн уже захватил это заведение. Бэтмен взрывает суда на воздушной подушке, на которых Крейн планировал доставить свое «войско» в Готэм. Далее следует финальная схватка между героем и злодеем в разрушающемся доме, который буквально скатывается вниз по обледеневшему обрыву. В конце концов, Крейн погибает, Бэтмен спасается, и вдобавок ему приходит в голову идея как изготовить антидот. Уэйну удается излечить себя и всех пораженных токсином людей, а в конце мы узнаем, что комиссар Гордон все это время был жив и здоров. Хэппи-энд.

Сценарий Иглесиаса и Хэйса производит крайне противоречивое впечатление. При чтении складывается ощущение, что каждый из авторов преследовал различные цели — один хотел написать что-то достаточно серьезное, другой творил в духе раннего Шумахера. У нас есть запоминающиеся и атмосферные эпизоды (например, галлюцинации жертв Крейна, сцена, где Бэтмен производит в морге вскрытие тел, достаточно кровавые моменты убийства Крейном людей), а есть и весьма странные и нелепые эпизоды вроде того, где полицейские замечают находящегося на заднем сиденье автомобиля похищенного декана (похитители зачем-то одели его в медвежью шкуру) и принимают того за собаку.

Действие «Устрашения» явно происходит в Бертоновско-Шумахеровской вселенной, ибо помимо камео Джокера присутствует отсылка и к «Бэтмену и Робину» (нам показывают одну из камер в Аркхэме, которая закрыта герметичными дверями и изнутри покрыта льдом, что наводит на мысли, что ее постоялец сам Мистер Фриз), но при этом совершенно не объясняется, куда делись Робин и Бэтгерл из предыдущих частей.

Авторы предусмотрительно подготовили возможность для камео Джокера, но непонятно, перекочевал ли этот момент из сценария Протосевича, или же сценаристы, наслушавшись новостей про возвращение Николсона, решили на всякий случай включить эту возможность в свой сценарий.

Также в скрипте достаточно много логических нестыковок — например, Бэтмен проводит месяц в Аркхэме, но, вернувшись на волю, умудряется попасть на похороны Гордона. Совершенно непонятно, зачем Гордон сымитировал свою смерть, и где он отсиживался все это время. Непонятно, почему вообще полиция схватила Бэтмена и обвинила его в убийстве Гордона, когда, во-первых, он, как оказалось, все это время был жив и здоров, и, во-вторых, Бэтмен постоянно сотрудничал с полицией, а убийцей копов был именно Крейн, который никак не пытался подставить Бэтмена. Да и что греха таить, Пугало в качестве злодея достаточно слабо проработан в этом сценарии. Нам толком не объясняют ни его мотивацию (все сводится к привычной формулировке «безумный ученый»), ни того, как он постоянно набирает полоумных качков для своих грязных дел, ни чего вообще он хотел добиться все это время.

Возможно, выйди «Устрашение» в середине 90-х, после «Бэтмена навсегда», он был бы успешен и занял свою нишу. Но после четвертой части требовалось нечто большее, чем такой непроработанный сценарий. Потому достаточно закономерно, что и этот сценарий так и остался на полке, пополнив и без того большую коллекцию неспродюсированных скриптов.


«Бэтмен против Супермена» (2002 г.)


Не успела студия отказаться от идеи «Года первого» и «Устрашения», как у нее появился еще один вариант вернуть крылатого мстителя на большой экран, в этот раз в связке с другим классическим героем комиксов. Дело в том, что параллельно с разработкой нового фильма про Бэтмена, студия Warner Bros. пыталась перезапустить франшизу про Супермена. В какой-то момент, продюсер Лоренцо ди Бонавентура предложил объединить двух героев в одном фильме.

В результате сложилась интересная ситуация, когда у студии в разработке находилось одновременно два проекта с участием Супермена - другим был "Superman: Flyby" по сценарию Джей Джея Абрамса и под режиссурой МакДжи. Разумеется, студия могла поставить лишь один фильм, потому сложилось своеобразное соревнование между двумя командами, каждая из которых стремилась выиграть право снять фильм.

И на первых порах казалось, что наилучшие шансы на победу у проекта "Бэтмена против Супермена", режиссером которого должен был стать Вольфганг Петерсон. В июне 2002 года, студии был представлен 120-страничный сценарий под названием "Asylum", за авторством Эндрю Кевина Уокера и Акивы Голдсмана.
Славный город Метрополис. Неизвестный террорист в маске пытается с помощью взрывчатки обрушить на город гигантский 200-метровый Монумент Свободы. Ему практически удается осуществить свой замысел, но вовремя прилетевший Супермен останавливает разрушение конструкции. Злоумышленник пытается скрыться, но не справляется с управлением и попадает в аварию. Вокруг разбитой машины собирается толпа горожан, которые собираются линчевать террориста, и подоспевший Супермен отгоняет толпу, собираясь, как обычно, передать злодея в руки полиции. Но неизвестный в маске оказывается не так-то прост — он явно ждал супергероя и, применив криптонит, сбегает, пообещав пораженному Супермену, что они еще увидятся.

Готэм, несколько дней спустя. Брюс Уэйн женится на некой Элизабет Миллер и наконец-то счастлив. Пять лет назад, после гибели Дика Грейсона, он повесил свои плащ и маску, потому что понял, что больше не в состоянии сдерживать свою ненависть, и вместо борьбы с преступниками он просто начнет их убивать. Альфред и комиссар Гордон умерли несколько лет назад, и сейчас Брюс остался совсем один — Элизабет, в которой он души не чает, стала смыслом его жизни. На свадьбе, в качестве шафера Брюса, присутствует и Кларк Кент. Оказывается, они с Брюсом давние друзья и соратники (правда, где и при каких обстоятельствах они познакомились, нам не сообщают). У Кларка сейчас тоже нелегкий жизненные период — он развелся с Лоис Лэйн и потому пребывает в депрессии.

Брюс отправляется в свадебное путешествие, и на следующий день его невеста погибает, становясь жертвой «яда Джокера», вызывающего у жертвы перед смертью приступы неконтролируемого веселья.

Разъяренный Брюс планирует мстить, уничтожив того, кто стоит за всем этим. Кларк пытается образумить старого друга, но между ними возникает ссора, когда Уэйн обвиняет Кларка в гибели невесты — оставь Кент террориста на растерзание толпе, и его любимая осталась бы жива.

В то время как Брюс реактивирует бэтпещеру и с помощью продвинутой компьютерной системы, сделанной в виде голограммы Альфреда, расследует дело, Кларк отправляется на родную ферму, чтобы придти в себя и привести мысли в порядок.

В Смолвиле он встречает свою давнюю школьную любовь Лану Лэнг, с которой у него вновь завязываются романтические отношения. В перерывах между спасением города от торнадо и размышлениями на тему ответственности, человеческой сущности, и вправе ли он, будучи инопланетянином, судить людей, Кент анализирует оставшийся от неизвестного террориста образец криптонита с помощью приборов корабля, доставившего его еще младенцем на Землю.

Тем временем Бэтмен возвращается на улицы Готэма. Одного за другим, Брюс «обрабатывает» всех старых подельников Джокера, пытаясь узнать, кто имитирует его стиль, но лишь добивается ответа, что никто — старина Джек в самом деле вернулся. В отчаянии он отправляется на кладбище и вскрывает могилу Джека Напье, которая к его ужасу оказывается пуста.

Похоже, Джокер действительно каким-то образом смог восстать из мертвых. Брюс вскоре лично убеждается в этом, когда сумасшедший клоун с парой весьма странных типов нападает на него. После длительной автомобильной погони по городу, Джокеру удается победить Бэтмена, но когда он собирается окончательно расправиться с ним, пара сопровождающих затаскивает клоуна в машину, не позволив ему убить героя, и они уезжают.

В это же время Супермен отправляется в тюрьму к своему старому знакомому Лексу Лютору, чтобы тот подсказал ему, как и где можно синтезировать криптонит. В обмен на посещение адвоката, Лютор дает наводку на секретную военную программу, целью которой было создать криптонитовую бомбу, после взрыва которой атмосфера Земли стала бы смертельной для Супермена.

Контролирующий все средства коммуникации в округе, Бэтмен подслушивает этот разговор и отправляется на секретный военный объект, похищает оттуда криптонит, и использует его для строительства нового бэткостюма. Далее следует встреча между Кентом и Уэйном — последний сообщает, что собирается убить Джокера, а если Супермен попробует вмешаться, то он прикончит и его.

Тем временем выясняется имя того, кто пытается стравить Бэтмена с Суперменом. Как нетрудно догадаться, это Лекс Лютор — именно он клонировал Джокера, после чего спланировал всю цепочку последующих событий. Поведав адвокату свой план (после того как предусмотрительно напоил его кофе с ядом), он с легкостью сбегает из тюрьмы.

Бэтмен прибывает в Метрополис к Монументу Свободы, где Джокер назначил ему встречу. Супермен уже неподалеку, и на 91-й странице, наконец, начинается обещанное противостояние супергероев. На протяжении следующих 11 страниц они мутузят друг друга, разносят полгорода, Бэтмен использует против Супермена самолет и ракеты, последний же летает в стратосферу чтобы «подзарядиться» от солнечных лучей и, разумеется, они обмениваются ультрапофосными репликами в стиле:
— Я и есть тьма! Я Бэтмен!
— Нет, это ты пострадаешь!
— Это называется боль, привыкай!
— Это все что у тебя есть?
— Ты недооценил меня, Кларк. Большая ошибка.

В конец концов, Бэтмену удается подстрелить Супермена криптонитовой стрелой, после чего побитый и практически обессиленный, он отправляется за Джокером. Последнему не составляет особого труда победить крылатого мстителя, особенного после того, как он сообщает, что Элизабет все это время работала на него и никогда не любила Брюса. Уэйн, естественно, не может в это поверить, но когда снимает свое обручальное кольцо, то видит выгравированное на обороте лицо Джокера.

Но клоуну-психопату, как обычно, не везет — в традициях второго «Терминатора» Супермен вынимает из своего тела криптонитовую стрелу, после чего приходит на помощь Бэтмену. Вместе они побеждают плохих парней, а Бэтмен выбивает всю дурь из Джокера, но после очередной речи Супермена на тему ответственности, все же оставляет того в живых.

Наконец, объявляется и сам Лекс Лютор, облаченный в экспериментальный военный экзоскелет. Он скидывает Джокера с крыши за то, что тот подвел его, после чего следует хаотичная схватка, по итогам которой вся троица также падает вниз. Супермену удается схватить Бэтмена и спасти его, Лютору каким-то неведомым образом удается пережить падение и скрыться. Появляется полиция во главе с Барбарой Гордон, наши герои рассуждают на тему того, что зло всегда возвращается, после чего пожимают друг другу руки. Уэйн предлагает Кенту выпить пива, тот соглашается лишь на содовую, после чего они смеются и уходят в рассвет.

Читая скрипт, создается ощущение, что он явно больше нацелен в сторону Супермена. У Кларка Кента больше экранного времени, его больше пытаются раскрыть как персонажа, главный злодей — это заклятый враг Супермена, и, наконец, именно Кент дважды за сценарий спасает Бэтмена.

С вселенной Бэтмена в этом сценарии обошлись намного хуже — помимо компьютерного Альфреда, есть только персонаж Барбары Гордон, но всё ее присутствие в основном сводится к чтению нотаций герою. То, как создатели представили Джокера, сделав его просто шестеркой настоящего злодея и не дав ему ни одной действительно яркой сцены или запоминающейся фразы, не может вызвать ничего, кроме недоумения. К тому же, весь конфликт Бэтмена и Супермена, по сути, построен на спорном утверждении, что Супермен не может позволить Бэтмену убить человека, которого он вообще-то уже один раз убил. Да и сами герои проявляют удивительное безразличие к тому, как старина Джек вообще смог восстать из могилы.
Главное, чем запоминается сценарий, и, собственно, ради чего он и написан, так это сценой схватки между Бэтменом и Суперменом, которая, вероятно, украсила бы собой фильм и затем вошла бы в различные тематические хит-парады лучших поединков в истории кино. Во всем остальном это достаточно типовое супергеройское кино, в котором есть хорошие моменты, но которое не особо задумывается над логикой происходящего и даже не пытается быть чем-то большим, чем просто очередной попкорновый блокбастер.

Тогда, летом 2002 года казалось, что производство «Бэтмена против Супермена» практически решенный вопрос. Съемки должны были начаться в 2003 году, а выход фильма был запланирован на лето 2004. Начался кастинг — роли Супермена и Бэтмена первоначально были предложены Джуду Лоу и Кристиану Бэйлу. Бэйл отказался, после чего вместо него начала рассматриваться кандидатура Колина Фаррелла. Что касается Джуда Лоу, то ему понравился сценарий, устроил его и гонорар — но по условиям контракта он автоматически должен был сниматься в любых продолжениях. Лоу же, памятуя о том, как легко у Warner Bros. даже самая серьезная франшиза может скатиться в самопародию, хотел иметь возможность выбирать будущие сценарии и в результате отказался от предложения. После этого, роль Супермена была предложена Джошу Хартнетту. Самым забавным в этой ситуации было то, что и Хартнетт, и Лоу  параллельно получили предложения сыграть Супермена у "конкурентов" в "Superman: Flyby" (Хартнетту в частности предлагали 100 милионный контракт на три фильма, но он отказался).

В итоге, из-за проблем с кастингом, Петерсон устал ждать начала съемок и отказался от проекта в пользу съемок «Трои», что нанесло решающий удар по фильму.  Президент кинокомпании Warner Bros. Алан Хорн, который изначально считал кросс-овер плохой идеей, воспользовался этими задержками, чтобы закрыть проект, и сосредоточить все усилия на ребуте франшиз. Но затем и у "Superman: Flyby" начались серъезные проблемы, из-за которых проект развалился, и в итоге вместо ребута Супермена, студия сняла продолжение второй части, игнорирующей событие третьего и четвертого фильма.

Все что в итоге осталось от "Бэтмена против Супермена", так это небольшое пасхальное яйцо в фильме «Я — легенда», где в одном из планов опустошенного Манхэтенна наблюдательные зрители могут заметить рекламную афишу так и не вышедшего фильма.
Насколько мог бы быть успешен такой «Бэтмен против Супермена», дай студия добро на съемки? Есть подозрения, что не настолько, чтобы получить сиквел и тем более послужить основой для двух новых франшиз. В нулевые на экраны вышел целый ряд кросс-оверов («Фредди против Джейсона», «Чужой против Хищника», «Ван Хельсинг»), ни один из которых не снискал большой любви у публики и не стал родоначальником новых франшиз. «Возвращение Супермена», состоявшееся в 2006 году, не оправдало  ожиданий, да и даже обласканный критикой и публикой «Бэтмен: Начало» хоть и принес прибыль, но не настолько большую, чтобы ее хватило еще и на парня с планеты Криптон. Так что, в случае с Бэтменом выбор студии был верным.

Любопытно, что в том же 2002 году Джосс Уидон обратился к руководству Warner, предложив собственную оригинальную идею для нового фильма про Бэтмена. По словам Уидона, руководство студии выслушало его концепцию будущего фильма с гробовым молчанием, после чего больше никогда не разговаривало с ним на эту тему. К сожалению, история и сам Уидон пока что умалчивают о содержании предложенной им идеи.


Нолан: Начало


В 2003 году студия наняла молодого и еще не сильно известного в широких зрительских кругах британца Кристофера Нолана на должность режиссера будущего «Бэтмена». Через два месяца к нему присоединился Дэвид С. Гойер. После недолгих раздумий, они решили создать свою собственную историю становления Брюса Уэйна, заимствовав из других работ лишь те элементы, которые были им по душе. Из «Устрашения» был взята идея использовать персонаж Пугала в качестве одного из злодеев, из графического романа Миллера в будущий фильм перекочевал ряд персонажей и эпизодов.
После этого процесс пре-продашкна пошел полным ходом — после кастинга из восьми кандидатов, роль Бэтмена получил Кристиан Бэйл, в последующие месяцы остальные роли были распределены между другими именитыми актерами. Зимой 2004 года начались долгожданные съемки, и в июне 2005 года фильм вышел на экраны.

Дальнейший итог всем известен: три фильма, любовь зрителей и критики, выразившаяся в высоких оценках, хвалебных отзывах и почти 2,5 миллиардах кассовых сборов, и посмертный Оскар Хита Леджера — пока что единственная подобная награда, которой когда-либо удостаивался актер, игравший в экранизациях комиксов.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. После ухода Нолана, студия столкнулась с необходимостью решать что же делать с крылатым мстителем дальше. Первоначальным вариантом было вернуть его в составе "Лиги справедливости" - но проект Джорджа Миллера развалился из-за проблем со сценарием. Ну а поскольку, продолжать за Нолана желающих не нашлось, студия решила воскресить идею кросс-овера, надеясь убить этим сразу двух зайцев - снять сиквел к "Человеку из стали" и осуществить ребут Бэтмена, после которого можно будет или снимать полноценный сольный фильм про героя Готэма или снова попытаться поставить "Лигу справедливости". Насколько успешной окажется эта затея, мы узнаем летом 2016 года.


Tags: Кино на бумаге, Обзоры сценариев, комикс, нереализованные проекты, экшн
Buy for 40 tokens
Контент 16+ (описание агрессивных действий, лексика) Я заметил это буквально вчера, спокойно двигаясь по МКАДу в сторону восточной части города. Люди стали злее. Несмотря на отсутствие какой-либо сложности включить поворотник при самом резком перестроении (что сохраняет другим нервы и деньги),…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments