Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Между Шумахером и Ноланом: каким мог бы стать пятый «Бэтмен». Часть 1

Еще один мой большой материал, который когда-то был опубликован на Filmz.ru

Существует мнение, что написание сценариев для американцев является своего рода национальным видом спорта. Точные цифры неизвестны, но, по некоторым оценкам, только Гильдией американских сценаристов в течение года регистрируется в среднем от 30 000 до 50 000 работ. Если бы по этой деятельности проводились Олимпийские игры, то написание сценариев к фильмам про крылатого мстителя, по всей видимости, вошло бы в ее основную программу в качестве одной из дисциплин.
На просторах сети без особых проблем можно найти десятки, а возможно, и сотни различных киносценариев по мотивам комиксов про Бэтмена. Большинство написано любителями на соответствующем уровне, но хватает и профессиональных работ. Широко известен сценарий «Бэтмена», написанный Томом Манкевичем в далеком 1983 году, который так и не был реализован из-за того, что продюсеры сочли его слишком несеръезным. Нельзя не упомянуть и альтернативный сценарий для сиквела фильма Бертона под скромным названием «Бэтмен 2» за авторством Сэма Хэмма. Но настоящая прорва киносценариев была написана во второй половине 1990-х — начале 2000-х годов, после выхода на экраны «Бэтмена и Робина».


Первоначальные сценарии (1998 — 2000 гг.)


Обычно время играет не на стороне сценаристов крупных студийных проектов. Как правило, дата премьеры объявляется заранее, и на создание сценария часто отводятся крайне сжатые сроки, что далеко не лучшим образом сказывается на качестве написанного материала.

Но после выхода четвертого фильма про Бэтмена сложилась ситуация, когда студия не только могла, но и должна была подождать, пока поутихнут страсти, и выбрать наилучший из возможных вариантов. Уж слишком велики были ставки, и еще один провал мог окончательно убить франшизу, чье будущее всего два года назад выглядело практически безоблачным. Вот лишь некоторые из написанных в то время сценариев.

1) «Бэтмен: Триумфатор» (Batman Triumphant) за авторством Марка Протосевича. Прямое продолжение «Бэтмена и Робина», написанное еще до выхода последнего в 1996 году, должно было представить публике таких персонажей как Пугало и Харли Квинн (в качестве дочки Джека Напье). Также в нем впервые прозвучала идея использования камео Джека Николсона в виде галлюцинации, порожденной газом Пугала. На роль Пугала рассматривались кандидатуры Николаса Кейджа, Стива Бушеми, Юэна МакГрегора и Джеффа Голдблюма, а на партию Харли Квинн молва упорно сватала Мадонну, которая якобы являлась основной кандидатурой Джоэля Шумахера.

Лого так и не снятого фильма


О подробностях сюжета и качестве самого скрипта известно мало — в отличие от других бэт-сценариев по каким-то причинам студия Warner Bros. положила его в сейф, и потому он так и не стал достоянием фанатов. В любом случае, после «Бэтмена и Робина» любые разговоры о прямом продолжении серии под режиссурой Джоэля Шумахера вызывали у публики вполне определенную реакцию, и потому от проекта достаточно быстро отказались.

2) «Бэтмен: Темный Рыцарь» (Batman: DarKnight) за авторством Ли Шапиро и Стивена Уайза. Данный сценарий был написан в середине 1998 года и достаточно долгое время рассматривался студией в качестве возможного претендента на продолжение франшизы. Шапиро и Уайз планировали дистанцироваться от наследия Шумахера, вернуться к истокам франшизы и сделать более мрачный по форме фильм.

По сюжету Брюс Уэйн чувствует, что потерял способность внушать страх в сердца преступников и уходит в добровольное изгнание. Дик Грейсон поступает в университет и тоже забрасывает борьбу с преступностью. Главным злодеем в этом сценарии также выступает Джонатан Крейн (Пугало), который использует свое положение, чтобы ставить опыты по контролю за страхом на заключенных Аркхэма. У Крейна вспыхивает конфликт с доктором Кирком Лангстремом, и он заражает его вирусом, превращающим последнего в ужасающее существо (помесь человека и летучей мыши) известное как Мен-бэт.
Испуганные горожане принимают охотящегося по ночам монстра за Бэтмена, и потому Уэйну приходится вернуться в Готэм, чтобы восстановить свое доброе имя и репутацию. Дик Грейсон попадает в Аркхэм, где ему приходится выживать во враждебном окружении, в то время как Мен-бэт отчаянно разрывается между тягой отомстить Крейну или снова стать человеком и вернуться к жене, а сам Крейн планирует покарать всех ответственных за его увольнение из университета.
Шапиро выслал свой сценарий Джоэлю Шумахеру (который на тот момент все еще был привязан к продолжению) и продюсеру Тому Лассали. Вскоре и тот, и другой покинули проект, и им на смену пришел продюсер Лоренцо ди Бонавентура. Он заинтересовался идеей включить Мен-бэта в фильм и попросил выслать ему сценарий. Скрипт пришелся ему по душе, и проект получил добро на дальнейшую разработку, которая продолжалась до конца 2000 года — однако затем проект был оттенен весьма амбициозным «Годом первым», после чего сценарий был навсегда положен на полку.

3) «Брюс Уэйн» (Bruce Wayne) за авторством Тима МакКэнлиса. В 1999 году МакКэнлис написал сценарий пилотного эпизода сериала, который должен был быть посвящен юношескому периоду жизни будущего супергероя и его скитаниям по всему миру.
Сценарий пилота получил достаточно неплохие отзывы, а амбициозный МакКэнлис даже составил общий план развития сериала и его сюжетных арок на последующие пять сезонов. Но в итоге съемки так и не начались из-за разногласий между подразделениями Warner Bros., курирующими телевизионные и киношные проекты. В разработке уже находился «Год первый», и руководство студии сочло, что не нуждается еще и в сериале, охватывающем схожий промежуток жизни Уэйна.

Но, несмотря на закрытие проекта, концепция одной из его серий, где Уэйн посещал Смолвиль, послужила источником вдохновения для другого сериала, посвященного юности совсем другого супергероя. Речь, как не трудно догадаться, идет о «Тайнах Смолвиля».

4) «Бэтмен будущего» (Batman Beyond). В 2000 году на волне успеха одноименного анимационного сериала, студия наняла его создателей Пола Дини и Алана Барнетта для написания сценария полнометражной версии. Режиссером планировал стать Боаз Якин, а сам фильм должен был придерживаться основной сюжетной линии мультсериала, повествующего о старшекласснике Терри МакГинисе, борющемся с преступностью в футуристическом Готэме под руководством постаревшего Брюса Уэйна.

Потенциально интересный проект был практически сразу же отвернут — руководство студии посчитало, что имеет уже более чем достаточное количества сценариев для нового фильма про Бэтмена. К тому же, в разработке находился «Год первый», который, как казалось на тот момент, должен был стать тем самым обещанным перезапуском всей франшизы…

«Год первый» Фрэнка Миллера (2000 — 2002 гг.)

Как ни странно, но первым идею снять новый фильм о Бэтмене по мотивам знаменитого графического романа Фрэнка Миллера «Бэтмен: Год первый» подал Джоэл Шумахер. После шквала критики, обрушившейся на него после выхода четвертой части саги о похождениях крылатого мстителя, он в интервью журналу Variety извинился перед всеми зрителями, которых обидел своим фильмом и намекнул о намерении в качестве компенсации снять кино, которое бы удовлетворило даже самых хардкорных фанатов.
Предложение заинтересовало студию, но вот его разработкой занялся совсем другой человек — молодой и подающий надежды режиссер Даррен Аронофски, который на первой встрече с продюсерами полушутя-полувсерьез сказал, что взял бы Клинта Иствуда на роль Бэтмена, а сам фильм снял в Токио. Студийным чиновникам понравился такой неординарный подход, и в конце 1999 года Аронофски получил предложение заняться разработкой сценария. Еще одним важным фактором, сыгравшим в пользу Аронофски, стали его хорошие отношения с Фрэнком Миллером — они уже работали вместе над так и не состоявшейся киноадаптацией другого графического романа Миллера «Ронин».
Аронофски буквально бурлил идеями — сделать фильм как можно более реалистичным; не использовать декорации, а снимать только в настоящих трущобах; сделать драки похожими на настоящие и показать их последствия во всей красе. И, разумеется, рейтинг — молодой режиссер с самого начала нацеливал фильм на стопроцентный R.

В результате сотрудничества Миллера и Аронофски на свет появился 90-страничный сценарий, который радикально отличался от Бертоновско-Шумахеровского наследия и предполагал полное переосмысление всей франшизы. Сам Аронофски определял его как смесь «Французского связного», «Таксиста», «Жажды смерти», «Серпико» и, разумеется, самого «Бэтмена».

В этом сценарии совсем еще молодой Брюс Уэйн работает в автомастерской Малыша Эла — здорового темнокожего парня, чей отец когда-то нашел маленького Брюса у тел застреленных кем-то родителей и приютил его. Из-за пережитого шока Брюс практически ничего не помнит о родителях и о том, кто он — лишь сцена их смерти после похода на киносеанс «Зорро» периодически является ему в кошмарах. Однажды Малыш Эл приводит Брюса к себе в офис и отдает ему небольшую деревянную коробку, которую тот сжимал в руках, когда его нашли. Это единственное «наследство», доставшееся Брюсу от родителей.
Помимо кошмаров, Брюса буквально переполняет ненависть к погрязшему в разврате и коррупции обществу и к тем отбросам, с которыми ему приходится сталкиваться каждый день. Пока что он выражает эту ненависть в «письмах к отцу», которые в сценарии выполняют роль закадрового текста (очень напоминающего закадровый текст Роршаха из «Хранителей»).

Напротив автомастерской Малыша Эла находится бордель, где работает некая Селина Кайл — темнокожая проститутка, специализирующаяся на садо-мазо и прочих специфических «услугах». Однажды один из пьяных копов врывается к ней в комнату, требуя, чтобы она его бесплатно обслужила. Селина отказывается, тогда коп начинает избивать ее, и тут на помощь приходит Брюс. Очнувшись после драки, он видит, что Селина сбежала, а у копа перерезано горло. Прибывает полиция, и ему чудом удается спастись.
Параллельно с историей Брюса разворачивается другая сюжетная линия — история Джеймса Гордона, последнего честного полицейского в городе. Гордон женат, никогда не расстается с сигаретой, а еще всерьез подумывает о самоубийстве из-за его отчаянной неспособности хоть как-то побороть коррупцию, которая, словно раковая опухоль, глубоко поразило всё общество Готэма, включая правоохранительные органы. Но, узнав о том, что его жена ждет ребенка, Гордон решает повременить. Ситуация осложняется тем, что коллеги глубоко презирают не берущего взятки коллегу — начальство отказывается переводить его в другой участок, а другие копы во главе с детективом Флассом даже избивают Гордона, узнав, что он собирает материал против них.

Но однажды происходит следующий случай: сумасшедший, сбежавший из психушки в Аркхэме, берет в заложники мальчика на крыше дома. К месту происшествия стягивается полиция и пресса. Продажный комиссар Лоеб намеревается вызвать группу своего печально знаменитого спецназа Беркут, что почти наверняка приведет к бойне и гибель заложника. Ослушавшись приказа, Гордон в одиночку заходит в здание, обезвреживает преступника и спасает ребенка. Пресса буквально устраивает овацию полицейскому, который, пользуясь случаем, объявляет в прямом эфире крестовый поход против преступности.

Брюс видит выступление Гордона по телевизору, и оно в буквальном смысле становится для него откровением. Он начинает свой собственный поход против криминального мира Готэма, начав с избиения сутенера Селины. Затем наступает черед мелких уличных бандитов. Брюс быстро учится на ошибках — после того как его чуть не убивают в баре для трансвеститов, он понимает, что надо изменить подход. Он отправляется в специализированный магазин, где покупает множество припасов (включая хоккейную маску в стиле Джейсона Вурхиса, которая после небольшой модификации послужит частью его первого примитивного бэткостюма), и в библиотеку, где берет множество книг, начиная от изданий по баллистике и заканчивая поваренной книгой анархиста.
Кроме того, он, наконец, вскрывает коробочку с «наследием», где находит перстень с инициалами отца (буква T, вписанная в букву W). Брюс надевает перстень, и теперь, когда он бьет преступников, то на их лицах остается характерный шрам, который кто-то из них принимает за символ летучей мыши, о чем и рассказывает в интервью прессе. Так, сам того не желая, Брюс получает имя: теперь неизвестного мстителя в маске СМИ называют не иначе как «Бэт-мен».

Тем временем, Гордон ведет свою борьбу с преступностью — он продолжает собирать материал против продажных коллег и вскоре обретает союзника в лице молодого и амбициозного помощника окружного прокурора Харви Дента, который, как и Гордон, известен своей неподкупностью. Дент становится единственный другом Гордона, которому он может полностью довериться.

Кроме того, Гордон пробует обратиться к мэру за помощью — но тот тоже замешан в коррупционных схемах и сообщает Лоебу, что Гордон все еще копает под него. Но известность в СМИ спасает неугомонного детектива — его убийство вызовет слишком большой шум даже по меркам Готэма. Потому начальство не находит ничего лучше, чем поручить ему дело Бэт-мена, рассчитывая этим отвлечь его от расследования. Гордон нехотя берется за работу, но вскоре настолько втягивается в охоту за мстителем в маске (не имея никакого понятия, что сам же и вдохновляет его), что некоторое время даже подозревает Харви Дента в том, что он и есть Бэт-мен.

Гордон отправляется в Аркхэм, чтобы составить психологический профиль подозреваемого (будь фильм снят, в этой сцене мы смогли бы наблюдать камео больного, подозрительного похожего на будущего Джокера), и начинает планировать поимку Бэт-мена, при этом не забывая собирать компромат против коллег.
Между тем, Брюс переходит на новый уровень борьбы — теперь он сражается уже не с мелкой шпаной, а с крупными воротилами, вроде помешанного на пластических операциях наркоторговца Эстрады, которому он вкалывает сыворотку правды и оставляет до приезда полиции. Его боевые навыки и используемое снаряжение постепенно улучшаются — Брюс создает новый, более совершенный костюм и переоборудует старенький линкольн под свой первый бэтмобиль.

Коцепты бэт-мобиля из "Первого года"


Действия Гордона и Бэт-мена серьезно пугают комиссара Лоеба и мэра — продажные копы находят записи Гордона и выкрадывают их. Тем временем Брюс собирается на самое большое дело в своей недолгой карьере — налет на особняк, где соберутся все продажные чины Готэма. В этот же особняк попадает и Селина Кайл, которая переквалифицировалась из проститутки в грабительницу (впрочем, это не сильно сказывается на ее нарядах, куда вскоре добавляются знаменитые металлические когти). Селина случайно активирует сигнализацию и под градом пуль ей с Брюсом приходится бежать. Но зато в руки Брюса попадает весьма ценный улов — записи Гордона и другие документы, позволяющие вывести коррупционеров на чистую воду.

Брюс пытается сдать Селину полиции, но она убеждает его, что копа в борделе убил ее сутенер. Кроме того, она сразу узнаёт, кто скрывается под маской Бэт-мена, так как, по ее словам, трудно забыть глаза единственного настоявшего мужчины, которого она встречала в своей жизни.

Брюс решает передать файлы о коррупции Гордону, но попадает в полицейскую засаду и прячется в заброшенном здании. Комиссар Лоеб не собирается давать ему шанс на спасение и, по его приказу, полицейский вертолет бомбит здание напалмом (невзирая на то, что оно является пристанищем для бездомных), а затем туда врывается спецназ, которому приказано не брать пленных.

Брюсу удается разобраться со спецназом и спастись. Гордон получает файлы, но об этом узнает Лоеб, который с четырьмя подручными врывается к нему домой и пытается взять жену детектива в заложники. Гордон прибывает как раз вовремя, чтобы сорвать похищение: начинается перестрелка, Гордон убивает троих копов, сам получает ранение, после чего на помощь приходит Бэт-мен — он обезоруживает четвертого копа, метким броском ножа навеки ослепляет Лоеба, а затем вырезает на его щеке букву Z (как память о том фильме про Зорро, который он смотрел со своими родителями перед их убийством).

Против Лоеба и ряда крупных чинов выдвигаются обвинения, Селина Кайл продолжает зарабатывать на жизнь грабежами, а Брюс, наконец, вспоминает, кто он и «возвращается» в Готэм, вступая во владение родительской империей. Он вместе с Малышом Элом переезжает в особняк Уэйнов, где и осознает себя Бэтменом, сжигая все письма к отцу по причине того, что они ему больше не нужны.


Действие сценария Миллера достаточно сильно приближено к реальности — вместе с Брюсом Уэйном мы проходим через все трущобы, бордели и прочие злачные места Готэма, что создает непередаваемую атмосферу мрака и упадка, в которой орудует крылатый мститель. Количество шуток сведено к минимуму, персонажи постоянно матерятся, а драки тут не похожи на постановочные голливудские потасовки — ломаются конечности, выбиваются зубы, а лицо превращается в кровавое месиво. Нет никаких суперзлодеев, пытающихся разрушить город: враги Бэтмена — это бандиты, продажные копы и чиновники.
Что касается героев, то все основные персонажи «Первого года» производят впечатление «живых» людей из плоти и крови — и Гордон, который в первой же сцене сидит на унитазе, приставив пистолет к голове, и молодой Брюс, который пытается обрести себя и найти свое призвание в этом мире, и Селина, пытающаяся изменить жизнь к лучшему, и даже Дент, который, несмотря на то что у него всего пара сцен, производит впечатление верного напарника Гордона, на которого всегда можно положиться.

Конечно, скрипт не был идеален. Во-первых, многие фанаты крайне неоднозначно восприняли те вольности и отступления, которые Миллер допустил по отношению к своему собственному первоисточнику. Во-вторых, для фильма-ребута, сценарий на удивление короткий. И это при том что линия с Селиной Кайл добавлена скорее из расчета на ее появление в сиквелах — ибо сюжет спокойно может обойтись и без ее персонажа. В-третьих, главный герой в ряде мест выглядит не героем, а настоящим психопатом, по которому давно плачет сумасшедший дом. К тому же из сценария совершенно непонятно, как это Брюс пятнадцать лет проработал механиком и не был никем узнан — ибо на протяжении всего повествования нам дают три или четыре эпизода с выпусками новостей, где говорится о пятнадцатилетии со дня гибели семьи Уэйна и о безрезультатных поисках пропавшего наследника. Можно придраться и к тому, что чтения книг и драк с наркоманами вряд ли хватило бы герою, чтобы всего за два месяца приобрести опыт, позволяющий победить в рукопашной схватке отряд спецназа.

Но, несмотря на все это, данный скрипт мог открыть новую эру в постановке комиксов и еще тогда, за пять лет до фильма «Бэтмен: Начало», перезапустить франшизу в направлении, о котором многие и не смели подумать. К тому же, не стоит забывать, что предшественником «Года» был злополучный «Бэтмен и Робин» — на его фоне фильм наверняка бы произвел настоящий фурор. Даже спустя все эти годы, наследие Миллера выглядит вполне подходящим материалом для очередного ребута франшизы.

Всё, что тогда требовалось от студии, это проявить смелость и дать проекту зеленый свет. Увы, но в решающий момент ее как раз и не хватило. Уж слишком большие прибыли давала продажа сопутствующей Бэтмену продукции (только после выхода первого фильма Бертона продажи сувениров принесли свыше 700 миллионов долларов), и продюсеры просто не рискнули поставить взрослый хардкорный фильм, который бы перекрыл кислород такому щедрому источнику доходов. Таким образом, финансовые соображения в очередной раз победили желание показать на экране что-то, что бы отличалось от привычных зрителю схем.

Впрочем, сам Аронофски позже заметил, что не был сильно удивлен, узнав о закрытии проекта. И несмотря на все это, он все равно весьма благодарен студии, за то, что дала возможность поработать над таким отличным материалом.


Tags: Кино на бумаге, Обзоры сценариев, комикс, нереализованные проекты, экшн
promo kiri2ll декабрь 18, 2015 20:00 55
Buy for 30 tokens
Небольшое объявление. В настоящее время я рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно как у меня в блоге : космос, высокие технологии или же кино и все что с ним связано. Впрочем, учитывая реалии, вполне могу рассмотреть и другие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments