Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 1

"Я - легенда" является одним из самых известных голливудских долгостроев конца прошлого - начала этого века. Некогда, я уже написал достаточно подробный обзор всех его сценариев. Но в связи с тем, что недавно в сети я наткнулся на еще одну альтернативный вариант скрипта, а также несколько концепт-артов из так и не снятой версии со Шварценеггером, то в связи с этим решил, насколько это возможно, обновить старый материал.

Известный слоган фильма «Я — легенда» гласил, что «Последний человек на Земле не одинок». Это же выражение было вполне применимо и к сценарию, легшему в основу фильма, который до своего воплощения в 2007 году пережил ряд метаморфоз в ходе переписываний различными авторами.
Студия Warner Bros. приобрела права на культовый роман Ричарда Мэтисона «Я — легенда» еще в далеком 1970 году. Всего через год на экраны вышла не снискавшая особой славы экранизация под названием «Человек Омега» с Чарлтоном Хестоном в главной роли, которая ныне известна главным образом благодаря наличию в ней одной из первых в американском кинематографе сцен межрасового поцелуя.
После более чем 20 лет забвения студийные чиновники, решив, что жанр научно-фантастического хоррора снова вошел в моду и на нем можно неплохо заработать, стряхнули пыль с прав на книгу Мэтисона. В 1994 году для новой киноадаптации «Я — легенды» был нанят Марк Протосевич, к тому времени ставший известным благодаря продаже сценария «Клетки».


Сценарий Марка Протосевича


Действие сценария Протосевича разворачивалось в 2002 году в полностью опустошенном Сан-Франциско. Вначале мы знакомимся с главным героем — только что отметившим свой 42-й день рождения Робертом Невиллом, который, как он сам считает, является последним живым человеком в городе.

Невилл живет в сильно укрепленном (рвы, колючая проволока, мины, видеокамеры и в придачу внушительный арсенал огнестрельного оружия) , больше похожем на крепость доме и располагает весьма масштабным автопарком, состоящем из большого количества модифицированных с помощью колючей проволоки и брони транспортных средств.

Невилл и его верный пес (у которого, как это ни странно, в сценарии нет имени) садятся в машину и отправляются в город за припасами, а мы постепенно можем оценить масштабы разрушений в Сан-Франциско. Не проходит и пары страниц, как герой сталкивается с виновниками произошедшего. Остановимся на них поподробнее.

В романе Мэтисона все жители Земли после опустошительной эпидемии, по сути, превратились в вампиров, и один из интересных аспектов книги заключался в попытке объяснении феномена вампиризма и окружающих его мифов с научной точки зрения. Вампиров было два вида: «настоящие», представляющие собой полностью потерявших разум и необратимо изменившихся людей, и просто «инфицированные», которые в итоге сумели обуздать инфекцию и создать свое новое сообщество.

В сценарии Протосевича слово вампиры не использовано — жертвы эпидемии названы гемоцитами. Как и в романе Мэтисона, они боятся солнечного света, им нужна кровь для подпитки и они смогли создать свое сообщество. На этом сходство заканчивается.

Во-первых, гемоциты появились искусственным путем — из-за мутации созданного честолюбивым доктором Крипеном вируса, который должен был излечить человечество от рака.

Во-вторых, гемоциты не похожи на людей — они потеряли волосяной покров, у них практически прозрачная кожа, через которую видны мускулы и вены, а их сила во много раз превосходит человеческую.
В-третьих, гемоциты могут использовать свою кровь, чтобы увеличивать силы, исцелять раны и даже воскрешать мертвых сородичей.

Группа гемоцитов, на которую наткнулся герой, пытается убить его, используя огнестрельное оружие, но Невилл без особого труда расправляется с ними. Мелкие стычки с блуждающими особями для него ничто по сравнению с главной проблемой — набирающим силу племенем, во главе которого стоит Бен Кортман — первый из пациентов доктора Крипена. Когда-то неизлечимо больной раком, ныне Кортман создал четко структурированное сообщество гемоцитов. Все гемоциты в нем делятся на своего рода касты — священники, воины и т.д., а сам он играет роль религиозного лидера.

Своим главным врагом, опасным пережитком прошлого, который нужно уничтожить любой ценой, Кортман считает Невилла. Каждую ночь силы гемоцитов осаждают дом Невилла, и каждый раз атаки заканчиваются неудачей — по религиозным соображениям гемоциты отказались от использования всех достижений цивилизации и полагаются лишь на свою физическую силу,. Это дает Невиллу, использующему самые современные технологии, определенное тактическое преимущество. К тому же, Невилл тщательно заминировал весь холм, где находится его дом, и дал понять, что если гемоциты устроят полномасштабную атаку, то он без колебаний все взорвет, унеся их за собой в могилу.
Этой ночью все идет по обычному сценарию — Кортман отбирает десятерых элитных воинов, которые идут на штурм дома Невилла. Следует длинная экшн-сцена (надо полагать, она весьма недурно бы смотрелось на большом экране), в ходе которой, пусть и с большими проблемами, но Невилл отбивает атаку. Ему удалось прожить еще одну ночь.

После этого линейное повествование периодически сменяется флэшбеками, через которые нам рассказывается предыстория произошедшего и раскрываются персонажи: мы узнаем о том, как началась эпидемия, как Кортман стал тем, кем он стал, как умерла дочь Невилла, и как его обратившаяся жена пыталась его убить…

В настоящем же Невилл сталкивается с еще большими проблемами — во время обхода улиц он случайно попадается в свою же ловушку, установленную против гемоцитов. Пока Невилл выпутывается из капкана, наступает ночь, и на него нападают собаки-гемоциты — Невиллу удается спастись, но он серьезно ранен, а его верный пес заражен и скоро превратится в одного из кровососущих монстров.
Возле дома Невилла снова собралось войско Кортмана, который не знает, что Невилла нет внутри, и потому не рискует атаковать, ожидая подвоха. Поэтому, когда Невилл, пытающийся пробиться домой на своем «Лэнд Ровере», таранит толпу гемоцитов, все оборачивается кровавым хаосом.
Невилл давит тварей, а прорвавшись на территорию жилища, открывает убийственный огонь из пулемета. Роберту удается прожить еще один день, но он достался ему слишком дорогой ценой — его собака обратилась в гемоцита, и ему приходится оставить ее в городе.

У другой стороны все обстоит тоже не лучшим образом. Кортман наконец понимает, что еще пара таких стычек и ему просто будет некем командовать, и потому он решает сменить тактику, прекратив атаки.

Проходит день. Потом еще. И еще. Невилл не может понять, почему гемоциты больше не преследуют его? Может, они сдались? Или они готовят нечто новое?

Все меняется, когда Невилл встречает другого незараженного человека — наркоманку Анну. Он помогает ей избавиться от ломки, после чего между ними вроде как начинают завязываться отношения. Но ложная любовная идиллия скоро заканчивается — ночью Анна выводит из строя систему обороны Невилла, после чего гемоциты всеми силами атакуют его дом и берут героя в плен, после чего в качестве живого трофея доставляют в свое логово.

Выясняется, что у Кортмана в заложниках маленький брат Анны, и потому она, купившись на обещание о его свободе, помогла гемоцитам. Разумеется, ни Анну, ни ее брата никто не собирается отпускать, ибо гемоциты собирают незараженных людей, накачивая их наркотиками, чтобы никто не мог сбежать, и держат у себя, как источник крови, необходимой им для поддержания своего существования.

Невиллу удается сбежать, после чего он в лучших/худших традициях героических блокбастеров на отремонтированном поезде врывается в гнездо гемоцитов которое сценарист удачно разместил в подземке, убивает кучу монстров, спасает Анну, ее брата и остальных людей, после чего они отправляются к пирсу. Кортман, разумеется, бросается в погоню и погибает в финальной схватке. Перед самой лодкой Невилла окружают собаки-гемоциты, но в решающий момент появляется пес Невилла и отгоняет их, после чего выжившие уплывают в рассвет. Хэппи-энд.

При всем желании трудно назвать сценарий Протосевича экранизацией книги Мэтисона — скорее, это лишь произведение по мотивам. Первоисточник был слишком мрачен и бескомпромиссен, чтобы какой-то продюсер в здравом уме мог рискнуть вложить деньги в его буквальное переложение на большом экране. Но у книги Мэтисона был отличный антураж, который весьма подходил для того, чтобы сделать на его основе крупный блокбастер с какой-нибудь крупной звездой в главной роли. И именно с такой позиции зрелищного блокбастера следует рассматривать как сценарий Протосевича, так и все последовавшие за ним работы.

И потому, основной проблемой скрипта Протосевича, которая, несмотря на все переписывания, осталась и в итоговом фильме, была несбалансированность повествования. Та часть, где Невилл один, достаточно хороша. Та часть, где он встречает других людей, слабее и страдает от обилия жанровых штампов. Чего стоит хотя бы то, что вначале Невилл с трудом убивает нескольких воинов-гемоцитов, которые атакуют его дом, а в конце, после всех издевательств и ранений, врывается в их логово и без проблем уничтожает их десятками? Финальная схватка между Невиллом и Кортманом ввиду своей скоротечности также оставляла желать лучшего.

С другой стороны, хоть и в крайне упрощенном виде, но Протосевич все же смог хоть как-то отобразить главную идею произведения Мэтисона о том, что обычный человек, живущий в мире, где почти все люди превратились в вампиров, сам становится для них опасной аномалией. Кроме того, заслуживает уважения его попытка показать в формате боевика возникшее на Земле новое сообщество.

Сними студия фильм по этому сценарию — скорее всего нас бы ждал просто зрелищный и весьма масштабный боевик с намного большим количеством экшн-сцен и более жестким рейтингом, нежели в итоговой картине.

Приход Ридли Скотта и сценарий Джона Логана


После того, как сценарий был готов, начался поиск исполнителя главной роли и режиссера. На роль Невилла студия поочередно рассматривала кандидатуры Тома Круза, Майкла Дугласа и Мела Гибсона, пока, наконец, выбор не пал на Арнольда Шварценеггера. На пост же режиссера всерьез нацелился Ридли Скотт, что должно было стать для него возвращением к жанру научной фантастики после 15-тилетнего перерыва.
К лету 1997 года пре-продакшн зашел в решающую стадию — Ридли Скотт был официально утвержден режиссером ленты, а Арнольд Шварценеггер на роль Роберта Невилла. Съемки должны были начаться уже осенью того же года в Хьюстоне. Том Вудрофф и Алек Гиллис приступили к работе над созданием обликов гемоцитов.

Будь фильм снят, Арнольд сражался бы вот с такими существами


К тому моменту у фильма уже был совершенно другой сценарий. Придя в проект, Скотт привел с собой Джона Логана (который через три года поучаствовал в переделке скрипта «Гладиатора»), написавшего несколько различных своих вариантов, в корне отличающихся от работы Протосевича.

Действие скрипта Логана (датированного сентябрем 1997 года) начиналось в 1998 году. Мы знакомимся с героем (в этой версии Невилл — архитектор), который забирает из больницы свою умирающую жену, и видим намеки на приближающийся апокалипсис — почти пустынные улицы, переполненные больницы, заставку системы аварийного вещания по телевизору.

Четыре года спустя. Мы переносимся в полностью вымерший Лос-Анджелес, где Невилл остался действительно единственным человеком. Он уже некоторое время не встречал гемоцитов и в основном занимается тем, что ищет по городу необходимые ему вещи, иногда выпивает и развлекается, стреляя по различным городским объектам.

Во время одной из вылазок Невилл замечает оленя и устраивает погоню за ним на автомобиле. Ему удается подстрелить дичь, а затем он решает наведаться в соседнее здание в поисках припасов. Там он неожиданно натыкается на гнездо гемоцитов, после чего в ходе яростной перестрелки убивает троих из них.
Гемоциты в сценарии Логана намного более примитивны, нежели у Протасевича — они не разговаривают, ведут близкий к животному образ жизни, а их тело практически лишено кожи, и потому для защиты от солнца они укрывают его тряпками, что делает их похожими на бедуинов.
Невилл возвращается к автомобилю, но его атакует стая бродячих псов, которых привлек запах крови оленя. Он убивает нескольких собак, но срикошетившая пуля повреждает двигатель. Времени, чтобы вернуться домой до заката солнца нет, и Роберту приходится бежать к «безопасному дому» — одному из специально подготовленных им убежищ, где можно переждать ночь.

Вождь племени гемоцитов (в сценарии он назван Альфа-самец) находит тела убитых сородичей и в ярости решает уничтожить Невилла. Он организует поиски по всему городу, и, в конце концов, находит «безопасный дом» Роберта, после чего следует крайне зрелищная экщн-сцена, где Невилл с огневой позиции на крыши обстреливает гемоцитов, льет на них бензин, они подрываются на растяжках, но все равно продолжают одержимо карабкаться по стенам дома. В конце концов, они окружают Роберта, но последнему с помощью канистры бензина удается создать вокруг себя кольцо огня и продержаться до рассвета.

На следующий день Роберт выбирает новую машину из своего многочисленного автопарка и отправляется на радиостанцию, откуда уже два года безрезультатно передается его призыв к выжившим.

Во время этого визита с героем происходит несчастный случай — под ним проваливается перекрытие здания, он падает и теряет сознание. Когда Невилл приходит в себя, то с ужасом осознает, что наступила ночь. Возле автомобиля он сталкивается с парочкой гемотицов и убивает их, а одну женскую особь оглушает, и, не в силах застрелить, берет в плен, после чего пробивается через толпу гемоцитов на автомобиле, что еще больше злит Альфа-самца, для которого теперь убийство Невилла становится смыслом существования.
После этого повествование сильно теряет в темпе — Невилл оборудует дома своего рода камеру для пленной, кормит ее своей кровью, от которой та начинает приобретать человеческий облик (в сценарии есть ремарка, что у людей с 4-й группой крови иммунитет к инфекции).
У нее появляется кожа, возвращаются способность говорить и воспоминания — она вспоминает, что в прежней жизни ее звали Эмма и у нее была семья и дети.
Но когда Невилл почти обретает «человека», с которым можно хотя бы поговорить, происходит непоправимое. Однажды Роберт замечает дым над городом и, прибыв на место, осознает страшную правду — группа выживших людей, по всей видимости, услышала его сообщение по радио и прибыла в указанное Невиллом место, где попала в засаду, устроенную Альфа-самцом.

Пока потрясенный тем, что он невольно стал причиной гибели стольких людей, Невилл занят похоронами, гемоциты, отыскавшие его укрытие, убивают Эмму и сжигают дом. Невилл, который теперь потерял все, решает покинуть город навсегда. Но Альфа-самец не успокоится, пока полностью не уничтожит врага, и потому собирает отряд из пятидесяти воинов, вместе с которыми отправляется в погоню за Невиллом.
Развязка наступает в заброшенном пустынном городке — в ходе свирепой битвы Невилл с огромными усилиями убивает гемоцитов и Альфа-самца, а затем на последней странице сценария натыкается на маленького мальчика, что дарит ему надежду на спасение.

Что можно сказать про сценарий Логана? Это крайне простая линейная история о выживании одного человека — у нас нет любовной линии, нет слезовыжимательной истории с собакой, практически нет флэшбеков, а в качестве нарратива используется закадровый голос жены Невилла с ее предсмертных записей. И за счет этого он цельнее скрипта Протосевича, который начинался как история последнего человека, а заканчивался как обычный боевик.

Скрипт Логана более индивидуально подогнан под предполагаемого исполнителя главной роли — Невилл в этом сценарии описывается как здоровый, крайне немногословный парень, который любит курить сигары — потому при прочтении в голове сразу возникает образ Арнольда.
С другой стороны, Логан сильно упростил сообщество гемоцитов, низведя их до почти что животного уровня. Финальная схватка между Невиллом и Альфа-самцом получилась весьма насыщенной и протяженной, но при этом Кортман в качестве архи-врага Невилла был все же более лучшим вариантом, нежели просто сильный монстр, у которого даже нет имени.
Также в укор Логану можно занести и слишком явный намек на продолжение — на последней странице гемоциты воскрешают Альфа-самца, и потому для Невилла ничего еще не закончено. В любом случае, и уж тем более, если речь идет о таком крупном проекте с непонятными финансовыми перспективами, автор всегда должен держать в уме вероятность того, что никакого сиквела может и не быть, и стараться завершить все сюжетные линии в рамках своего сценария.

Помимо этого, сценарий Логана оставляет после себя ряд вопросов без ответа — например, нам совершенно не объясняют природу и причины эпидемии. По ходу действия гемоциты используют птиц, чтобы выслеживать Невилла — но как это в принципе работает, нам не рассказывают. В конце выясняется, что гемоциты умеют воскрешать своих мертвых — но опять же, чтобы понять, как такое возможно, надо быть знакомым со сценарием Протосевича, ибо Логан нам совершенно не объясняет этот момент.
Оба скрипта объединяет то, что с введением женского персонажа действие сильно теряет в темпе, но в сценарии Логана эта линия обыграна, поинтереснее, ибо мы постепенно наблюдаем как Эмма приобретает человеческий облик, и когда нам кажется, что вот-вот начнется романтическая линия, Логан безжалостно обрубает ее, лишая героя всего. Также интересно то, что в сценарии Логана совсем нет героизма — в конце Невилл вместо того, чтобы, как этого бы ждали все зрители от фильма со Шварценеггером, вооружиться и отправиться мстить, просто решает покинуть город.

Каким бы вышел фильм, будь он снят по этому сценарию? Думаю, мы бы получили тяжелый и достаточно нетипичный боевик в пост-апокалиптическом антураже, который вряд ли пришелся бы всем по вкусу — уж слишком «упаднической» вышла работа Логана. Практический стопроцентный рейтинг R, мрачный антураж без каких-либо намеков на юмор, отсутствие любовных линий и благородных целей у героя, а также тот факт, что после вступительной сцены и до самой середины повествования не произносится ни одной реплики — всё это весьма сильно бы ограничило потенциальную аудиторию будущей картины.

Но с другой стороны, оглядываясь назад сейчас, можно понять что благодаря всей этой нетипичности, мрачности, умению Скотта работать с картинкой, этот фильм бы вспоминали и сейчас, спустя все эти годы. Основная проблема сценария Логана была его незавершенность, ощущение того, что его просто оборвали на полуслове, не дав довести работу до конца. Но это было поправимо - во всем остальном, сотрудничество Скотта и Шварценеггера могло подарить нам что-то весьма интересное. Так что, остается только жалеть, что все пошло по совсем другому пути...





Tags: Арнольд Шварценеггер, Кино на бумаге, Обзоры сценариев, Ридли Скотт, альтернативный сюжет, фантастика, хоррор, экшн
Subscribe
promo centercigr 08:30, yesterday 3
Buy for 40 tokens
Благодаря публикациям Бориса Рожина, Алексея Зотьева и Голоса Севастополя, и тем неравнодушным людям, которые откликнулись нам удалось оказать частичную помощь Виктории Магер, девочке, которая попала под обстрел ВСУ и получив сильное ранение, героически спасла сестру... Сейчас для завершения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Да, второй вариант мне кажется интереснее.
И уж в любом случае лучше того убожества, что вышло в итоге.
Ща зачитаю.

Помню мне книга очень понравилась, а вот кино нет.

И сценарии тоже сейчас посмотрю.

Спасибо!
И, по крайней мере, в оных сценариях гемоциты, не вышибают башкой бронестекло....
Это серьезный плюс к достоверности.
Книжка занимает особое место на моей книжной полке. Но и сценарии все понравились. Просто они разные.
А на мой взгляд все истории не ахти. Но если взять всё лучшее из сценариев Логана и Протосевича и подключить Скотта — получилось бы классное, возможно даже, как сказал автор статьи, культовое кино.

А так имеем лопоухого Уилла Смита — надежду человечества, которому на мой взгляд всё же не идут сверх драматичные роли.
Благодарю за рассказ, очень интересно. Я фильм так и не смотрел, давно хочу. Вы возродили мой интерес!
После прочтения захотел фильм по сценарию Логана - классический мрачный боевик с немногословным Шварценеггером, который стал бы культовой классикой, вроде Терминатора, Хищника или Конана.
Оба сценария вполне достойны были воплощения, хотя, конечно, итог сильно отличался бы от существующего. Особенно мне понравилась идея об сообществе гемоцитов, этакие социальные мотивы
Спасибо.

-Первоисточник был слишком мрачен и бескомпромиссен, чтобы какой-то продюсер в здравом уме мог рискнуть вложить деньги в его буквальное переложение на большом экране.

А как же?

http://en.wikipedia.org/wiki/The_Last_Man_on_Earth_(1964_film)
Хм, я этот фильм не видел, но все же подозреваю что даже в 60-х он никак не подпадает под категорию голливудского блокбастера. А речь была именно об экранизации в формате большого фильма.
Учитывая, как тогда относились к НФ - вполне себе крупный.
И я бы сказал - идеальная экранизация.
Ну, насчет качества экранизации опять же не могу ничего сказать.

Но вот насчет крупности даже на той же вики сказано, что снимали в Италии ради экономии денег и есть ремарка, о том, что "film was hampered by an obviously low budget and some poorly recorded post-production dubbing that creates an amateurish feel, undermining the power of its story". Да и я вообще не могу найти каких-то данных о том крутили ли его в каком-то широком прокате или нет.

Странно, что в обзоре сценариев, вы не упомянули "Последний человек на Земле" с Винсентом Прайсом, первую,на мой взгляд, лучшую, и наиболее близкую к первоисточнику, экранизацию.
Ну, как я уже сказал выше, сам фильм я не смотрел, но как не искал, вообще не нашел никаких данных о том, выходил ли он вообще в прокат или нет. Да и читал, что Мэтисон остался лентой недоволен и потому в титрах его указали под псевдонимом. Так что я и не упомянул его.
Не ожидал от вас!:) Тем более, настоятельно рекомендую Вам посмотреть. Прайс там великолепен.
Ну, раз уж два человека вспомнили, наверно придется посмотреть. Но повторюсь, как не искал вообще не нашел данных о том, выходил ли этот фильм в какой-то прокат или нет. С другой стороны, если и он не понравился Мэтисону, то про остальные экранизации он наверно бы вообще ни слова не сказал.
Три человека. Тоже советую посмотреть.
Сейчас его слабо помню и не могу сказать хорош он или плох, но некие впечатления все же оставляет. Во всяком случае, по мрачности постановки точно уделывает "Я - легенда" на обе лопатки.
Пользователь daidjin сослался на вашу запись в записи «Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 1 Ридли и Шварц? НУ почему?!» в контексте: [...] Оригинал взят у в Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 1 [...]
Пользователь v_shabunina сослался на вашу запись в записи «Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2» в контексте: [...] ь первую часть [...]
Пользователь piterhandra сослался на вашу запись в своей записи «Рекомендую» в контексте: [...] ; и какой изначально должна была быть "Я - легенда [...]
Пользователь pro4 сослался на вашу запись в своей записи «Welcome!» в контексте: [...] ; и какой изначально должна была быть "Я - легенда [...]
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Пользователь obvaldefoltovi4 сослался на вашу запись в своей записи «Обезьяний бизнес: неснятые фильмы по «Планете обезьян»» в контексте: [...] на роли в блокбастерах. Из-за этого Шварценеггер потерял главную роль в «Я – легенде [...]
Пользователь kaidzin сослался на вашу запись в своей записи «ОБЕЗЬЯНИЙ БИЗНЕСС: НЕСНЯТЫЕ ФИЛЬМЫ ПО «ПЛАНЕТЕ ОБЕЗЬЯН»» в контексте: [...] на роли в блокбастерах. Из-за этого Шварценеггер потерял главную роль в «Я – легенде [...]