Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

“История твоей жизни” (Story of your life) . Обзор сценария Эрика Хайсерера.

В настоящее время Эрик Хайсерер вряд ли относится к той когорте голливудских сценаристов, чьи экранизированные работы пользуются большой народной любовью. Прогрессивной общественности он известен в первую очередь как один из авторов нового “Кошмара на улице вязов”. Затем в его карьере была работа над приквелом “Нечто”  (справедливости ради отметим, что его скрипт был все же лучше итогового фильма), а после “Пункт Назначения 5” .

В прошлом году, Хайсерер написал сценарий экранизации рассказа Теда Чана “История твоей жизни”, который попал в первую пятерку Черного списка 2012 года. Удалось ли Хайсереру, не связанному в этот раз никакой известной франшизой, продемонстрировать свой талант и создать что-то действительно интересное? Давайте разбираться.



Автор:  Эрик Хайсерер по мотивам рассказа Теда Чана
Жанр: фантастика
Логлайн: По всему миру ученые находят места посадок инопланетных кораблей. Чтобы наладить общение с гостями из космоса, военные вызывают к себе женщину-лингвиста, которой и поручают заняться коммуникацией с пришельцами. В процессе она начинает понимать, что в истинных целях их визита таится нечто значительно более важное и глубокое, нежели то, что могут себе представить жители Земли.
Объем: 119 страниц
Версия: от 19.09.2012
Место в «Черном списке»: 5 (35 голосов)

В один прекрасный день в разных земных странах совершают посадку 12 загадочных сфер инопланетного происхождения. Пока власти ломают голову над тем как успокоить население, а военные устанавливают вокруг кораблей кордоны,  американские спецслужбы охватывает настоящая паранойя насчет того, что другим земным нациям уже удалось наладить диалог с инопланетянами и возможно получить какие-то технологии, позволяющие им создать новое оружие.

Для скорейшего установления контакта нужен лучшие лингвисты – и выбор падает на доктора Луизу Бэнкс. Поддержку в общении с инопланетянами ей будет оказывать астрофизик Йен Доннелли. Через некоторое время ученые проникают внутрь сферы, и мы наконец  видим пришельцев – это существа, похожие на бочку и с семью конечностями.

Луиза приступает к своей работе, пытаясь обучать инопланетян (прозванных гептаподами)  английским словам, и при этом параллельно сама пытается понять инопланетную речь и письмо. Вскоре выясняется  коренное отличие между людьми и гептаподами. Люди мыслят в категории “сейчас” – для нас прошлое уже наступило, будущее еще не определено, и мы воспринимаем действительность как непрерывное движение в потоке времени. А для пришельцев  все происходящие события являются лишь частью цикла, где все заранее предопределено. Они знают как все началось и как все закончится - и воспринимают эти события одновременно, как часть единого цикла. На этом же построено и их письмо.


Письмо гептаподов (рисунок из сценария)

Чем дольше Луиза изучает язык гептаподов и вникает в их способ восприятия действительности, тем больше она начинает мыслить как они и тем чаще с ней случаются странные флэшбеки, в которых она видит свою дочь в разных возрастах. Пока происходят все эти события, мир все ближе приближается к хаосу – земные нации находятся на пороге войны за обладанием инопланетными технологиями, многие же простые граждане уверены, что прибытие пришельцев это начало конца света. У Луизы остается совсем немного времени, чтобы понять, чего именно гептаподы хотят от человечества….

Как уже упоминалось, сценарий Хайсерера основан на одноименном рассказе Теда Чана. Хайсерер честно пытается придерживаться формата первоисточника, и подает историю через призму флэшбеков главной героини, сопровождаемых закадровым голосом.


Тед Чан

Проблема в том, что сам по себе рассказ Чана не слишком кинематографичный . В нем есть концепция, с которой возможно и хочется спорить, но над которой действительно интересно поразмышлять. Но при этом у повествования  нет четкой цели, ибо оно замкнуто на самом себе.  Рассказ, по сути, является наглядной иллюстрацией нескольких интересных принципов физики (например, принципа Ферма), а пришельцы в нем фигурируют в качестве примера существ, чье восприятие реальности полностью противоположно тому, которое мы априори считаем единственно возможным.

Потому,  чтобы придать хоть какую-то форму сценарию, Хайсереру пришлось придумывать общую сюжетную линию, которая, как можно догадаться, основывается на спасении Земли от самоуничтожения.  Не могу сказать, что такой выбор является очень оригинальным – но с другой стороны, благодаря выбранной форме история все равно остается достаточно необычной, особенно для тех, кто не читал рассказ.

Отдельно отмечу, в процессе адаптации истории, из рассказа пропало несколько интересных деталей – например то, что у гептатодов был отдельный письменный и разговорный язык, несколько интересных физических теорем. Да, кино это не учебная лекция, но все же с этими моментами скрипт потерял часть очарования рассказа.

Но все же самое спорное изменение заключается в смене идейной направленности работы. Концепция первоисточника заключалась в том, что разумное существо, обладающее точным знанием о грядущих событиях не будет ничего менять: само это знание так повлияет на сознание человека, что он будет выполнять все действия в точности так, как и должен. Разумеется, такое мнение может казаться надуманным, с ним хотелось спорить – но именно это и было основной фишкой произведения. В скрипте же акцент смещен в сторону того, что человек все равно может выбирать и у него есть свобода воли. Да, так более кинематографично и приятно для обывателя – но, в конце концов, какое количество фильмов, где нам говорили что все предопределено, а потом оказывалось что это не совсем так, мы уже видели?

Возвращаясь к тому, с чего начинался обзор, отмечу, что все лучшее, что есть в скрипте, перекочевало из рассказа. Лично Хайсерера можно похвалить за то, что не побоялся его адаптировать  для широкой аудитории, но уж никак не за фантазию или умение делать какие-то неординарные выборы. Впрочем, если вспомнить его предыдущую фильмографию, это наверно закономерно.

Что касается возможного фильма, то в ноябре 2012 года сообщалось, что продюсированием скрипта занялся Шон Леви, а режиссером выступит Ник Матье, у которого в активе пока что есть только работа в рекламном бизнесе. Впрочем, уже в январе этого года было объявлено, что Матье теперь числится режиссером экранизации “Роботека” - так что, если кино и будут ставить, то уже с другим режиссером.

Вероятно, самым оптимальным вариантом стал бы небольшой по масштабу фильм в стиле Луны 2112. В скрипте практически нет ни экшна, ни каких-то предпосылок для создания зрелищного блокбастера - да в общем-то все это здесь и не так уж нужно.  Подкорректированный сценарий, думающий режиссер, хорошая актриса на главную роль – и даже со всеми этими изменениями и упрощениями, из такого скрипта может получиться фильм, который смотрелся бы достаточно необычно на фоне голливудских блокбастеров. Не хит, но что-то, о чем позже было бы не жалко повспоминать.

Возможно, Хайсереру повезет и пре-продакшн ленты, подчинившись принципу Ферма, пойдет по минимально возможному пути . Но поскольку, в отличии от гептаподов, мы не властны видеть грядущее, пока что остается только ждать и следить за будущими новостями.



Tags: Черный список, нереализованные проекты, обзоры сценариев, фантастика
Subscribe
promo kiri2ll december 18, 2015 20:00 56
Buy for 30 tokens
Небольшое объявление. В настоящее время я рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно как у меня в блоге : космос, высокие технологии или же кино и все что с ним связано. Впрочем, учитывая реалии, вполне могу рассмотреть и другие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments