Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Деконструируя Черный список 2016 года

На днях в Голливуде был опубликован Черный список сценариев за 2016 год. Черный не в том смысле, что попавшие в него работы запретила цензура. Так называют избранные сценарии, которые на данный момент не запущены в производство. Список составляют по итогам опроса среди представителей киноиндустрии — продюсеров, агентов и других лиц, принимающих решения о дальнейшей судьбе проектов. В 2016 году в голосовании приняло участие 250 человек. Каждый участник опроса называет десять наиболее понравившихся ему работ. Сценарии, удостоившиеся шести и более голосов, попадают в итоговый список.

Большинство сайтов о кино упорно называют Черный список подборкой «лучших» сценариев, хотя его составители особо подчеркивают, что это просто перечень работ, наиболее понравившихся продюсерам. В этом вся суть идеи. Продюсеры тоже люди. Время от времени они встречают сценарии, которые действительно производят на них сильное впечатление, пусть даже сейчас нет возможности их экранизировать. Впрочем, многие работы попадают в список не из-за художественных достоинств, а по более банальным причинам. Скажем, из-за коммерческой привлекательности концепции. Или из-за того, что сценарий можно экранизировать за небольшие деньги, а это здорово повышает шансы отбить вложенные средства.

В Черный список 2016 года попало 73 сценария. По просьбе «Мира Фантастики» я выбрал из него все работы, что так или иначе связаны с фантастикой.


«Вояджеры» (Voyagers) 
Место: 5 (28 голосов)
Автор: Зак Дин
Логлайн: Космическая история любви Карла Сагана и Энн Друян.
Актёры, режиссёры, да и все в Голливуде обожают байопики, то есть биографические драмы. Они высоко котируются у критиков и часто собирают урожай наград. Не секрет, что в основном их и снимают ради «Оскаров» и «Золотых глобусов». Картина про любовь великого учёного Карла Сагана и сценаристки Энн Друян на первый взгляд должна быть не хуже прочих фильмов подобного плана. Но все же есть проблемы.

С каждым годом в Черном списке все больше работ с пометкой «основано на реальных событиях». Список 2016 года не исключение. В нем есть сценарии про Мадонну, Монику Левински, Дональда Трампа, Эрика Клэптона, Стивена Кинга и Джорджа Харрисона (целых два). Саган куда менее известен, чем все эти люди. Справиться с такой конкуренций будет сложнее, чем убедить NASA разместить на борту зондов «Вояджер» послания для пришельцев.

В Черном списке 2013 года уже был сценарий про Карла Сагана и Энн Друян «Золотая пластинка». Он до сих пор не экранизирован. Возможно, появление конкурента подстегнет процесс и одну из работ запустят в производство. Но куда вероятнее, что идея просто не заинтересует ни одну студию, и новый сценарий точно так же останется на полке.

«В мгновение ока» (In the Blink of an Eye) 
Место: 6 (25 голосов)
Автор: Колби Дей
Логлайн: Исследование истории вселенной и нашего вида через три взаимосвязанных сюжета о природе жизни, любви и смерти, о прошлом, настоящем и будущем человеческой расы, о том, где мы были и куда стремимся. 


Автор предлагает нечто вроде смеси «Облачного атласа» и «Фонтана». Одна история должна разворачиваться во времена неандертальцев, другая — в наше время, третья — в будущем на другой планете. В теории это замах на миллион. На практике такие проекты обычно запускают в производство лишь при наличии известного и достаточно кассового режиссера. Кстати, у кого из них в ближайшее время появится «форточка» в съемочном графике?

O2
Место: 7 (22 голоса)
Автор: Кристи Лебланк
Логлайн: Чарли очнулась внутри криогенной камеры и не помнит, как попала внутрь. Она должна выбраться наружу, пока у нее не закончился кислород.


Из этой идеи вполне может получиться что-то вроде «Погребенного заживо» с налетом футуристичности. Продюсеры очень любят подобные сценарии, где есть простая, но в то же время интересная концепция. К тому же такой фильм можно снять с небольшим бюджетом. Вопрос лишь в том, как долго автору удастся выдерживать интригу — и сможет ли он увлекательно ее объяснить.

«Карусель путешественника во времени» (The Time Traveler’s La Ronde)
Место: 14 (18 голосов)
Автор: Том Дин
Логлайн: Человек исследует различные типы любви в разные эпохи. 


Второй сценарий из Черного списка 2016 года, предполагающий рассказ об отношениях в разные временные эпохи. В силу меньшей амбициозности его, скорее всего, будет проще экранизировать. Но и интерес к проекту тоже будет поменьше.

«Свободный парень» (Free Guy)
Место: 17 (15 голосов)
Автор: Мэтт Либерман
Логлайн: Кассир в банке выясняет, что он второплановый персонаж в онлайн-игре и вдобавок единственный, кто может спасти город.


Такой сценарий должен был появиться в 1990-е — в эпоху «Матрицы», «Нирваны» и «13-го этажа». Сейчас в Голливуде господствуют совсем другие тренды, а мыслью о том, что ложки нет, уже лет пятнадцать как никого не удивишь. С другой стороны, за эти годы влияние технологий на нас лишь усилилось, что дало возможность создавать совершенно новые сюжеты — вспомните хоть «Черное зеркало». Так что, возможно, это первая ласточка, свидетельствующая о возвращении в Голливуде интереса к виртуальным мирам. Но более вероятно, что, если фильм все же будет снят, все сведется к незатейливому боевику с легким налетом киберпанка.

«Кинги из Мэна» (Kings of Maine)
Место: 18 (15 голосов)
Автор: Кэтти Чарльз
Логлайн: Стивен Кинг живёт с женой и ребенком в трейлере, работает уборщиком, борется с алкоголизмом и своим темным прошлым и пытается завершить работу над «Кэрри».


В Черном списке 2016 года оказалось сразу два сценария, посвященных Стивену Кингу. Этот явно более серьезный и выстроенный по канонам правильного биографического кино. Поэтому про него можно сказать все то же самое, что и про «Вояджеров».

«Максимальный Кинг!» (Maximum King!)
Место: 20 (15 голосов)
Автор: Шей Хаттен
Логлайн: Чудная и сюрреалистичная история того, как в 1985 году Стивен Кинг написал сценарий к фильму «Максимальное ускорение» и стал его режиссером.
Сценарии про непростые съемки известных фильмов давно стали традицией Черного списка. В 2011 году там была работа про создание «Новой надежды». В 2013-м — два сценария о съемках «Челюстей». В 2015-м — два сценария про «Крестного отца». Знаете, что их объединяет? Ни один так и не был реализован. И на то есть множество причин, главная из которых — вопрос авторских прав. С учетом этого шансы «Максимального Кинга» на экранизацию кажутся меньшими, чем шансы Энди Дюфрейна на то, что за двадцать лет никто не заглянет под постер с Ритой Хейворт.

Но все же они есть. Во-первых, картина Кинга, мягко говоря, не шедевр. Фильм о ней вряд ли вызовет претензии правообладателей или гнев фанатов. Во-вторых, сам Кинг известен своим специфическим вкусом в кино. Если он вдруг одобрит сценарий, это может здорово помочь проекту. В-третьих, скоро на экраны должна выйти история создания лучшего худшего фильма всех времен — «Комнаты» Томми Вайсо. Если он будет успешен, это послужит неплохим стимулом для запуска в производство «Максимального Кинга».

«Живой человек» (Man Alive) 
Место: 23 (14 голосов)
Автор: Джо Гринберг
Логлайн: После того, как инопланетяне подчиняют себя разумы всех людей, единственный уцелевший, известный как «Человек», должен заключить с ними мир, чтобы сразиться против еще большей опасности. 


Если пришельцы прилетают на Землю, то обычно чтобы захватить ее. Каждый год в Голливуде выходит куча сценариев про инопланетные вторжения, отличающихся лишь косметическими деталями. На их фоне идея Man Alive смотрится более-менее свежо. Если у сценария не слишком большой размах, вполне возможно, что его запустят в производство.

«Мать» (Mother) 
Место: 24 (14 голосов)
Автор: Майкл Ллойд Грин
Логлайн: Живущую под землей девочку-подростка воспитывает робот по имени Мать. Девочка должна восстановить население Земли, уничтоженное глобальной катастрофой. Но уникальной связи человека и робота начинает угрожать опасность, когда объявляется таинственный незнакомец и сообщает пугающие новости. 


Идея сценария чем-то напоминает сюжет экранизации комикса «Зомби против роботов», которая так и не состоялась. Но в пользу этой работы может сыграть несколько факторов: почти все действие происходит в бункере, а действующих лиц всего трое. Так что у «Матери» есть неплохие шансы быть перенесенной на большой экран.

«Безымянная сказка» (Untitled Fairy Tale) 
Место: 34 (11 голосов)
Автор: Кэт Васко
Логлайн: Когда прекрасный принц влюбляется в обыкновенную девушку, его крестная фея превращает ее в идеальную принцессу. Но заклинание срабатывает слишком хорошо. Теперь Принцу приходится отправиться в путешествие, чтобы все отменить.Он и не подозревает, что это может полностью уничтожить всю его сказочную вселенную. 


Времена классических сказок, идеальных принцев и принцесс, кажется, безвозвратно ушли. Если в истории нет хоть толики постмодернизма, за нее никто не возьмется. Хотя стоит признать, что в целом концепция звучит интересно. Другое дело, что после того, как провалилось нескольких дорогостоящих фэнтези-фильмов («Алиса в Зазеркалье», «Белоснежка и охотник 2»), немногие в Голливуде будут готовы вкладывать деньги в новые проекты подобного плана. Уж лучше экранизировать еще комиксов — подлинных сказок нашего времени.

«Заведённая» (Turned On) 
Место: 45 (9 голосов)
Автор: Чарли Кесслеринг
Логлайн: Застенчивый инженер создает для себя девушку-андроида. Но все выходит из-под контроля, когда она начинает осознавать себя как личность.
С такой завязкой можно сделать триллер в духе «Из машины», мелодраму вроде фильма «Она» или даже комедию — как «Ох уж эта наука!». Проблема лишь в том, что все эти фильмы уже сняты, и найти в этом жанре что-то новое очень сложно.

«Материал для парня» (Boyfriend Material) 
Место: 46 (9 голосов)
Автор: Макензи Дор
Логлайн: Недалекое будущее. Ненавидящая технологии девушка с разбитым сердцем принимает участие в эксперименте, который позволит ей превратить робота в мужчину ее мечты. 


Еще один пример того, как работающие в одно и то же время авторы рождают примерно одинаковые сюжеты. Поменяйте пол героя — и логлайн будет таким же, как у Turned On. Надо бы свести авторов Turned On и Boyfriend Material вместе. Наверняка сценарий о том, как они совместно придумывают сюжет об отношениях девушки-андроида и мужчины-робота, будет интереснее, чем уже написанные ими работы.

«Протокол происшествия» (Contingency Protocol) 
Место: 48 (8 голосов)
Автор: Марк Тауненд
Логлайн: Появление новых технологий делает нынешнюю программу защиты свидетелей устаревшей. Американское правительство решает использовать машину времени, чтобы прятать важных свидетелей в прошлом. Однако систему взламывают. Теперь американский маршал и свидетельница, которую он защищает, должны спастись от убийц и найти способ вернуться в наше время. 


«Патруль времени» встречает «Петлю времени». Скорее всего, именно так автор сценария представлял (или будет представлять) свое детище продюсерам. Судить о сюжете лишь по логлайну, конечно, дело неблагодарное. Но, честно говоря, маловероятно, чтобы с подобной завязкой сценарий мог похвастаться какой-то особой глубиной. Вероятнее всего, речь идет об очередном боевике, сценарист которого использует путешествия во времени для большего драматизма и не особо следит за внутренней логикой происходящего. Такое кино вполне могут снять — если не для большого экрана, то для какого-нибудь сервиса видео по запросу.

«Деконструкция реальности» (Deconstruction of Reality) 
Место: 49 (8 голосов)
Автор: Мэттсон Томлин
Логлайн: Том Миллтон должен найти свежий подход к шестому фильму про Джейсона Борна. Он слишком глубоко погружается в кроличью нору, пытаясь взломать историю. Благодаря помощи (и издевкам) профессора из прошлого и самого Борна Том начинает придумывать сценарий, который неожиданным образом воздействует на реальность.
Потенциально из этого может выйти что-то абсурдно-забавное в стиле «Быть Джоном Малковичем». Да и реальному Джейсона Борну и его фанатам определенно не помешает свежий подход, ибо смотреть на вымученную четвертую часть похождений агента с амнезий было больно.

Но вероятность экранизации подобного сценария невелика. Такие работы обычно весело читать, потому они время от времени попадают в Черный список. Но чтобы снять «Быть Джейсоном Борном», нужно как минимум согласие Мэтта Дэймона и студии Universal. А добиться этого пожалуй будет куда сложнее, чем Борну вспомнить, кто же он такой.

«Сфера» (Orb) 
Место: 54 (8 голосов)
Авторы: Стив Десмонд, Майкл Шерман
Логлайн: По мотивам реальных событий, случившихся в 1974 году. После метеоритного дождя молодожены находят в лесу возле дома загадочную металлическую сферу. Необычный предмет поражает пару своими свойствами, но его подлинное назначение куда более зловещее, чем кто-либо мог представить.
Надо полагать, история загадочной сферы будет подана в ключе недавних хорроров, также снятых «по мотивам реальных событий», только вместо демонов героев будут терроризировать пришельцы или существа из других измерений. Такие сюжеты обычно собирают неплохие деньги, так что шансы на экранизацию достаточно высоки.

«Падение» (The Fall) 
Место: 56 (7 голосов)
Автор: Питт Бриджес
Логлайн: Пара, только что подписавшая документы о разводе, оказывается в центре инопланетного вторжения. Герои пытаются пробраться по охваченным хаосом улицам Атланты до своего дома, где их ждут дети.
Еще одна история об инопланетном вторжении, по духу напоминающая «Войну миров». Ее главная фишка — подача действия. По задумке автора фильм должен быть снят в режиме реального времени в стиле «Бёрдмэна» — то есть без видимых монтажных склеек. Более того, в начало работы вставлена реальная карта Атланты с нанесенным на неё маршрутом главных героев. Сценарий недавно купила студия Стивена Спилберга, так что у проекта неплохие шансы добраться до экрана. Мой обзор этого сценария.

«Космическая причуда» (Space Oddity) 
Место: 73 (6 голосов)
Автор: Ребекка Баннер
Логлайн: Молодой человек, одержимый идеей купить билет на Марс в один конец, начинает сомневаться в своем желании, когда влюбляется в страхового агента, оформляющего ему полис для путешествия.
Скорее всего, из этого получится романтическая комедия, просто с несколько необычной завязкой. Если только в случае большого успеха «Пассажиров» студия не выкупит права на сценарий, чтобы адаптировать его под спин-офф или сиквел. Такое в Голливуде время от времени случается.

В этом году фантастики в Черном списке пожалуй стало больше, чем в предыдущем. Несколько работ кажутся достаточно интересными, чтобы за их судьбой можно было следить. Но все же на современном кинорынке, где большие бюджеты отданы крупным франшизам, особо не развернешься. Если пять-шесть лет назад в Черном списке можно было найти несколько амбициозных фантастических проектов типа «Грани будущего», то сейчас они почти исчезли — студии их просто больше не покупают.

Поэтому сценаристы пишут лишь то, что реально можно продать. А это в первую очередь байопики по мотивам реальных событий, переработки классических сюжетов и концептуальные картины в замкнутом пространстве, не требующие большого размаха. Конечно, никакие тренды не длятся вечно и рано или поздно ситуация начнет меняться. Вопрос лишь в том, когда это случится.
Tags: Обзоры сценариев, фантастика, черный список

Posts from This Journal “черный список” Tag

promo kiri2ll december 18, 2015 20:00 54
Buy for 30 tokens
Небольшое объявление. В настоящее время я рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно как у меня в блоге : космос, высокие технологии или же кино и все что с ним связано. Впрочем, учитывая реалии, вполне могу рассмотреть и другие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments