Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

«Побегу из Нью-Йорка» — 35 лет. 10 интересных фактов о картине Джона Карпентера

Это лето выдалось на редкость богатым на круглые даты у различной киноклассики. Не успели киноманы отпраздновать юбилеи «В поисках утраченного ковчега» и второго «Терминатора», как пришла пора чествовать «Побег из Нью-Йорка» Джона Карпентера. На минувшей неделе картине исполнилось ровно 35 лет. В честь этого юбилея я составил подборку из десяти интересных фактов о фильме.


Вдохновением для картины послужили «Планета проклятых» и Уотергейт

Идея «Побега из Нью-Йорка» впервые пришла Джону Карпентеру в голову в середине 1970-х. Основными источниками вдохновения для сюжета стали роман Гарри Гаррисона «Планета проклятых» и Уотергейтский скандал, приведший к отставке президента Ричарда Никсона. Но тогда ни одна из студий не заинтересовалась идеей начинающего режиссера. Продюсеры считали такой материал слишком мрачным и провокационным.
<
После феноменального успеха «Хэллоуина» Джон Карпентер подписал сделку на два фильма со студией Avco-Embassy Pictures. Первой картиной был «Туман». Второй должен был стать «Филадельфийский эксперимент». Но с последним у Карпентера возникли проблемы. У него не было вменяемого третьего акта для этой истории, а сроки сдачи сценария неумолимо поджимали. Так что режиссер сделал ход конем, и показал студийным чиновникам свои старые наработки по «Побегу из Нью-Йорка», надеясь снять его вместо «Филадельфейского эксперимента». К счастью, студия решила рискнуть и согласилась профинансировать проект.

Справа налево: Курт Рассел, Джон Карпентер и актриса Сизон Хабли, в то время являвшаяся женой Рассела. Она исполнила небольшую роль в фильме


Змей Плискин это реальное имя

Джон Карпентер долго не мог придумать запоминающееся имя для главного героя «Побега из Нью-Йорка». К счастью, ему помог друг. Тот знал человека, который в свою очередь знал человека по имени Змей Плискин. Известно, что прототип киношного Плискина жил в Кливленде. У него на груди была татуировка змеи и его характеризовали как крутого парня. Когда Карпентер услышал описание Плискина, то моментально понял, что это тот, кто ему нужен, и позаимствовал имя.


«Побег из Нью-Йорка» снимался не в Нью-Йорке

Съемки в Нью-Йорке во все времена являлись достаточно дорогим удовольствием. А Джон Карпентер с самого начала отлично понимал, что вряд ли получит большой бюджет на свою картину. Так что он решил перенести действие в мрачное будущее, что позволило бы выдать за Нью-Йорк другой город.
Когда проект был утвержден, Джон Карпентер объездил всю страну в поисках худшего города Америки. Его выбор пал на Ист-Сент-Луис. Некогда он был крупным индустриальным центром, но во второй половине 20 века город постепенно начал приходить в упадок. В довершение ко всему в 1976 году в Ист-Сент-Луисе произошел мощный пожар, уничтоживший целые кварталы. Так что съемочной группе не нужно было строить никаких особых декораций. Город и вправду выглядел так, словно пережил апокалипсис.
Чтобы проиллюстрировать тяжелую ситуацию, в которой находился город, достаточно сказать, что власти в буквальном смысле продали съемочной группе местный мост за один доллар. Когда съемки завершились, Карпентер вернул городу мост все за тот же доллар. Единственные кадры фильма, снимавшиеся в настоящем Нью-Йорке, это заход вертолета на посадку на острове Либерти и панорама утреннего Манхэттена.


Чак Норрис мог сбежать из Нью-Йорка

Шутки про неосмотрительно укусившую Чака Норриса кобру в сторону. Актер действительно был одной из основных кандидатур на роль Змея Плискина. Другими студийными фаворитами были Чарльз Бронсон и Томми Ли Джонс. Но Карпентер хотел снимать Курта Рассела, с которым он уже поработал во время картины «Элвис». Рассел также горел желанием исполнить роль Змея Плискина. Он уже был достаточно известным актером, но его амплуа в основном считались диснеевские комедии. Рассел очень хотел изменить этот имидж. Актера легко понять — ну кто же откажется от возможности сыграть настолько брутального антигероя?
В итоге Карпентер все же протащил кандидатуру Курта Рассела. Он убедил студию в том, что Норрис и Бронсон слишком возрастные актеры, а Томми Ли Джонс хоть и хорош, но не так известен публике. Рассел не остался в долгу и сделал множество переложений по дополнению образа своего героя. Одним из них стала знаменитая повязка на глазу. Также он выдвинул идею того, что в будущем все сигареты должны быть самозажигающимися. Но эту задумку не удалось реализовать из-за бюджетных ограничений.
Стоит сказать, что Рассел так вжился в роль Плискина, что однажды решил прогуляться в одиночку по трущобам Ист-Сент-Луис, где белому человеку было весьма небезопасно находиться в темное время суток. Но дело в том, что Рассел был в полной экипировке Змея Плискина, включая нож и бутафорский автомат. По словам актера, по пути ему встретилась компания из четырех опасно выглядевших молодчиков. Когда они как следует рассмотрели Рассела, то сказали ему «Мужик, мы не хотим проблем», после чего поспешно ретировались.


У «Побега из Нью-Йорка» есть удаленный пролог

В фильме мы в первый раз встречаем Змея Плискина когда его уже собираются отправить в тюрьму. Но Джон Карпентер снял большую открывающую сцену, в которой нам показывали, как герой попал в руки полиции.
Карпентер решил удалить эту сцену после тест-просмотров. По словам режиссера, многие зрители посчитали ее слишком сумбурной и не понимали, что в ней происходит. Позже Карпентер признал, что рад тому, что избавился от пролога. Он замедлял повествование и давал публике слишком много предыстории главного героя, хотя это было необязательно.


Джеймс Кэмерон создавал спецэффекты для «Побега из Нью-Йорка»

В 1980 году Джеймс Кэмерон еще только начинал свою голливудскую карьеру. В то время молодой канадец работал на студии культового режиссера фильмов категории В Роджера Кормана, занимаясь созданием визуальных эффектов для таких лент как «Битва за пределами звезд». На этом посту Кэмерон быстро зарекомендовал себя наилучшим образом и вскоре получил приглашение поучаствовать в «Побеге из Нью-Йорка».
Кэмерон занимался режиссурой эпизодов с физическими специальными эффектами, а также рисовал задние планы (например, виды Нью-Йорка) которые затем совмещались с живой съемкой.
Стоит отметить, что несмотря на то, что в картине есть несколько кадров демонстрирующих трехмерную модель Нью-Йорка на мониторе, на самом деле это не компьютерная графика. У съемочной группы не было денег, чтобы позволить себе использование CGI.
Сцену сняли следующим образом. Был сделана миниатюрная модель Нью-Йорка, которую затем выкрасили в черный цвет и прилепили по краям зданий светящуюся ленту. На большом экране кадры с моделью выглядели точь-в-точь как компьютерная анимация.
Что же касается Кэмерона, то во многом благодаря «Побегу из Нью-Йорка» он получил приглашение отправиться в Рим на съемки «Пираньи 2». Изначально канадец должен был заниматься спецэффектами, но после увольнения режиссера неожиданно для самого себя получил возможность снять ленту. Правда первая попытка сделать полнометражный фильм закончилась для Кэмерона полной катастрофой. В довершение ко всем бедам, он слег с пищевым отравлением и ему приснился кошмар, в котором он увидел вылезающий из огня металлический скелет с ножом. Но это уже другая история.


Одна из сцен фильма была доснята по совету Дж. Дж. Абрамса

На момент съемок «Побега из Нью-Йорка» Дж. Дж. Абрамсу было всего 14 лет. Но уже тогда он был хорошо знаком с киноиндустрией — ведь его родители работали продюсерами. Благодаря отцу, юному Абрамсу удалось посмотреть черновую версию «Побега из Нью-Йорка». Он обратил внимание на то, что картине не достает кадра, удостоверяющего смерть персонажа Эдриенн Барбо. Карпентер принял совет, и доснял эту сцену в собственном гараже. С привлечением Барбо к досъемкам не возникло проблем, благо в то время она была женой режиссера.


«Побег из Нью-Йорка» вдохновил Уильяма Гибсона

Лента вышла в американский прокат 10 июля 1981 года. «Побег из Нью-Йорка» собрал хорошую кассу и мгновенно обрел культовый статус. В последующие годы фильм послужил вдохновением для многих авторов. Уильям Гибсон так впечатлился репликой про полеты Змея Плискина на планере над Ленинградом, что включил подобную предысторию в «Нейроманта». Знаменитый постер картины с лежащей на улицах Нью-Йорка головой статуи Свободы вдохновил создателей «Монстро» (среди которых был все тот же Дж. Дж. Абрамс) на аналогичную сцену. Образ Змея Плискина послужил основой для Солида Снейка — главного героя серии видеоигр Metal Gear.
Карпентер же благодаря успеху картины получил возможность снять свой первый большой студийный фильм. И пускай «Нечто» провалилось в прокате, сейчас оно считается одним из шедевров фантастики и лучшей картиной во всей фильмографии режиссера.


Змей Плискин мог сбежать с Земли

Через 15 лет после оригинального фильма на экраны кинотеатров вышел его сиквел «Побег из Лос-Анджелеса». Перед премьерой ленты Джон Карпентер и Курт Рассел несколько раз упоминали в интервью о том, что у них уже есть концепция третьей части. Они описывали ее как «Побег с Земли». Идея казалось логичной. И в самом деле, после того, как земные тюрьмы оказались не в состоянии сдержать Змея Плискина, оставалось лишь отправить героя в космос.
В 2001 году Джон Карпентер снял картину «Призраки Марса». Сейчас известно, что проект начинался как третья часть похождений Змея Плискина и носил рабочее название «Побег с Марса». В сюжете фигурировал неудачный эксперимент, превративший большую часть марсианских колонистов в зомби. Но провал «Побега из Лос-Анджелеса» похоронил всякие надежды на продолжение, так что проект был переработан в оригинальный фильм. К сожалению, по своему собственному признанию Карпентер полностью выгорел на съемках «Призраков Марса». После оглушительного провала ленты режиссер ушел из кинематографа на девять лет.

В фильме Змей Плискин превратился в персонажа сыгранного Айсом Кьюбом


Джон Карпентер обвинил Люка Бессона в плагиате «Побега из Нью-Йорка»

В 2012 году на экраны кинотеатров вышла спродюсированная Люком Бессонном лента «Напролом». В ее сюжете фигурировал циничный и не признающий властей антигерой, контролируемая уголовниками тюрьма строго режима, из которой нужно было спасти дочь американского президента, а также другие элементы, создававшие впечатление, что перед тобой космический ремейк «Побега из Нью-Йорке». Посмотрев ленту, Джон Карпентер решил, что сходств между картинами уж слишком много, чтобы считать это случайным совпадением, и подал на компанию Бессона в суд.
Дела о плагиате редко заканчиваются успехом. Не так то и просто доказать, что автор намеренно копировал сюжет какого-то произведения. Но этот случай стал исключением. Французский суд признал правоту Карпентера и обязал EuropaCorp выплатить 80 тысяч евро штрафа. Из них Карпентеру досталось 20 тысяч, 10 тысяч со-сценаристу «Побега из Нью-Йорка» Нику Каслу, и 50 тысяч студии MGM. По меркам киноиндустрии, это конечно смешные деньги, но тут скорее важен сам принцип. Несмотря на его почтенный возраст, Змей Плискин снова доказал, что с ним по-прежнему лучше не связываться — как в кино, так и реальном мире.

Tags: Джон Карпентер, Кино, киноюбилей, постапокалипсис, экшн
Subscribe

Posts from This Journal “киноюбилей” Tag

promo kiri2ll december 18, 2015 20:00 57
Buy for 30 tokens
Небольшое объявление. В настоящее время я рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно как у меня в блоге : космос, высокие технологии или же кино и все что с ним связано. Впрочем, учитывая реалии, вполне могу рассмотреть и другие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments