Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Как создавался «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Часть 1

35 лет тому назад, 12 июня 1981 года в американский прокат вышла картина, подарившая нам одного из самых знаменитых киногероев всех времен и народов, одну из самых запоминающихся музыкальных тем и прославившая профессию археолога. Речь, конечно же, о ленте «В поисках утраченного ковчега». В честь этого юбилея я подготовил рассказ о том, как был создан первый фильм про Индиану Джонса.


Его зовут Смит. Индиана Смит.

Все началось в 1973 году. На экраны вышли «Американские граффити» — первый большой хит в карьере Джорджа Лукаса. Успех картины дал режиссеру определенную творческую свободу в выборе дальнейших проектов. У Лукаса было множество идей, и ему нужно было определиться с тем, чем же заниматься дальше. С одной стороны, он давно мечтал снять свою собственную космооперу. С другой, Лукас также хотел сделать картину в стиле старых приключенческих сериалов 1930-х — 1940-х годов.

Один из ранних концептов Индианы Джонса сделанный Джимом Стеранко

В традиционной для себя манере, Лукас изложил свои идеи по поводу приключенческой ленты в документ, озаглавленный «Приключения Индианы Смита». Далее Лукас обратился за помощью с написанием сценария к Филиппу Кауфману. Тот предложил использовать в качестве сюжетной основы поиски Ковчега Завета. Лукасу понравилась идея, но дальше этого проект тогда не пошел. У Кауфмана были обязательства по написанию сценария для нового вестерна с Клинтом Иствудом, ну а Лукас в свою очередь решил отдать приоритет созданию фильма-космооперы, который мы все сейчас знаем под названием «Звездные войны».

Концепт Ковчега Завета от Джо Джонстона

Четыре года спустя Лукас сбежал на Гавайи. Ну, если уж быть совсем точными, он, скажем так, скрылся из виду. Дело в том, что до самого последнего момента Лукас был уверен в том, что «Звездные войны» ждет оглушительный провал. Потому, вместо того, чтобы пойти на премьеру и заниматься продвижением картины, он улетел как можно дальше от студии и назойливых журналистов.
Конечно же, со временем Лукас узнал о том, каким огромным успехом обернулись «Звездные войны». Но и после этого он не торопился возвращаться. «Звездные войны» довели его до нервного истощения, так что режиссеру был жизненно необходим отпуск. В то же самое время на Гавайях отдыхал закадычный друг Лукаса — Стивен Спилберг. Неудивительно, что они проводили много времени вместе, обсуждая те или иные вопросы.

Стивен Спилберг и Джордж Лукас

И вот, как-то раз, занимаясь строительством песчаного замка на пляже, Спилберг рассказал Лукасу, как после съемок «Дуэли» он предложил продюсеру Альберту Брокколи свою кандидатуру на пост режиссера нового фильма про Джеймса Бонда. Но тот отказал ему, мотивировав это неопытностью Спилберга как режиссера.
Спилберг часто любил повторять, что никогда ни о чем не просит дважды. Но он был таким большим фанатом агента 007, что в его случае был готов сделать исключение. Лукас решил отговорить Спилберга, заявив, что у него есть кое-что получше. После этого он изложил концепцию фильма про Индиану Смита. Выслушав идею друга, Спилберг охарактеризовал героя как Бонда без гаджетов. В целом, ему пришлась по душе идея, но вот имя Индиана Смит не слишком понравилось. Ни секунды не задумываясь, Лукас спросил «Тебя устроит фамилия Джонс?». Она устроила Спилберга.
Что касается имени Индиана, то это кличка собаки Лукаса. Так что, когда в финале «Индиана Джонс и последний крестовый поход» мы узнаем, что героя назвали в честь пса, это чистая правда. Собака Лукаса вообще оставила больший след в истории кинематографа, чем многие актеры и режиссеры. Пес очень любил ездить с Лукасом на переднем сиденье автомобиля, что в свое время вдохновило его на создание персонажа Чубакки.


Работа над сюжетом

Кто-то может спросить, а почему Лукас вообще решил привлечь к проекту Спилберга, а не снимать фильм сам? Ответ кроется все в тех же «Звездных войнах». Их съемки оказались слишком большим испытанием для Лукаса и он больше никогда не хотел повторять этот опыт. Придумывать истории — да. Продюсировать — да. Снимать что-то самому — категорически нет. Так что Лукас хотел, чтобы съемками Индианы Джонса занялся его друг.
Но Спилберг согласился не сразу. Дело в том, что уже тогда Лукас сказал, что хочет не просто снять один фильм, а целую трилогию. Спилбергу нравилась концепция, но он отлично понимал, что создание сюжетов для следующих частей может стать большой проблемой. Но Лукас сумел убедить его, заявив, что у него уже есть хорошие истории для второго и третьего фильма. На самом деле, это было, как бы помягче сказать, неправдой. Но как говорится дружба дружбой, а бизнес бизнесом.
В январе 1978 году Лукас, Спилберг и сценарист Лоуренс Кэздан устроили четырехдневное совещание, на котором они придумывали сюжет будущей картины и героя. Лукас выложил на стол все свои наработки, Спилберг и Кэздан обсуждали их и добавляли свои идеи. Кроме того, троица предварительно просчитывала, во что обойдется та или иная сцена.

Заметки, сделанные во время январской встречи Спилберга, Лукаса и Кэздана

Многое из обсуждавшегося вошло в фильм, но что-то осталось за бортом. Например, изначально предполагалось, что подруга Индианы Джонса будет двойным агентом. Тайная немецкая база подлодок на острове замышлялась как огромное сооружение с тремя подземными уровнями и собственной железной дорогой с поездом. Лукас предлагал сделать заклятого врага Джонса азиатом, но в итоге стороны сошлись на французе. Также рассматривалась идея того, что у одного из нацистов вместо руки будет установлен съемный протез-автомат, но Лукас забраковал ее.

Могла получиться практически нацисткая версия Эша

Конечно же, много обсуждений вызвал сам Индиана Джонс. Изначально он описывался как эдакая смесь Джеймс Бонда и героев Клинта Иствуда. Спилберг больше тяготел к бондообразной трактовке героя. В его представлении, Джонс был плейбоем, испытывающим проблемы с алкоголем. Лукас же видел героя как в первую очередь смесь искателя приключений и университетского преподавателя. В итоге, видение Лукаса все же взяло вверх. Пожалуй, это тот самый случай, когда Лукас сделал правильный выбор.



Первый сценарий

Вооружившись внушительной стенограммой этих переговоров, Лоуренс Каздан приступил к созданию сценария. Спустя полгода он представил первую, 144-страничную версию скрипта. Это уже была знакомая нам история, но ее многие детали сильно отличались от итоговой версии. Пожалуй, стоит остановиться подробнее на ее отличиях от фильма.

1. Во время открывающей сцены в Перу, Джонсу удавалось успешно забрать золотой идол и доставить его в музей. Что касается его французского конкурента, то в этой версии его звали Ловаром и в первый раз он появлялся лишь в эпизодах в Каире. Не сложно догадаться, почему впоследствии вступление было изменено. Введя Ловара (Беллока) в самом начале картины и дав ему одолеть героя, авторы создали более мощную мотивацию для Джонса вступить в гонку за Ковчегом.
2. То, что во время фильма Джонс практически никогда не теряет свою шляпу, давно стало настоящим мемом. Это было сделано как из стилистических, так и практических соображений. Приключенческому герою не к лицу ронять головной убор, да и когда персонаж все время в шляпе меньше вероятность ошибиться при монтаже. Так вот, в начальной версии Джонс все же несколько раз безвозвратно терял свою шляпу. Первая осталась в Перу, вторая на немецкой базе.
3. Но все вышеперечисленное мелочи по сравнению с главным отличием — Шанхайским эпизодом. Согласно первоначальному замыслу, наконечник посоха Ра состоял из двух частей. Первая находилась в Шанхае в руках одного из местных генералов. Пока агенты госдепа устраивали диверсию для отвлечения внимания, Джонс проникал в дворец, где хранился артефакт. Там ему приходилось столкнуться с парой охранников-самураев. Одного Джонс успевал застрелить, с другим ему приходилось сражаться с помощью хлыста. Также в этом эпизоде была сцена, где герой прятался от обстреливающего его автоматчика за катящимся гонгом. Раскадровки Шанхайского приключения Индианы Джонса можно посмотреть здесь.

Украв часть наконечника, Джонс садился на самолет, который направлялся в Непал. Когда наш герой засыпал, выяснялось, что все пассажиры были подсадными. Они похищали багаж Джонса, после чего выпрыгивали с парашютами. Джонс просыпался в уже пустом самолете без топлива. Чтобы спастись, он надувал резиновую лодку, после чего выпрыгивал с ней на склон горы.
Стоит сказать, что последний эпизод конечно не очень дружил с логикой. Спрашивается, зачем двум десяткам агентов выпрыгивать из самолета в горах, если проще выкинуть самого Джонса? Да и то, что они даже не проверили багаж на наличие в нем артефакта, тоже выглядело бы весьма странно. Ну а когда мы узнавали, что генерал успел сделать несколько реплик наконечника, происходящее окончательно теряло смысл. Спрашивается, к чему Джонсу нужно было лезть в самое пекло, если куда проще было бы достать копию?

4. В сценах в Каире был бар, окруженный рвом, в котором плавали крокодилы. В одной из сцен Джонсу проходилось пробежать по спинам рептилий, что видимо являлось отсылкой к одному из фильмов про Бонда.

5. В первоначальной версии сценария Саллах описывался как умудренный жизнью пожилой араб.

Концепт немецкого истребителя-сопровождения для летающего крыла от Рона Кобба. Еще одна из многочиследнных задумок, так и оставшихся на бумаге.

6. После похищения нацистами Мэрион следовала длинная сцена погони, где Джонс преследовал их машину на лошади.

7. Нам показывали, как Джонс цеплялся хлыстом за перископ подводной лодки. Также был эпизод, где субмарина полностью погружалась, чтобы проплыть по подводному туннелю, и герою приходилось надолго задержать дыхание.
8. Финал был куда более масштабным. В первоначальной версии нацисты проводили ритуал по открытию ковчега на своей базе в специально построенном для этой церемонии шатре. Джонс пытался им помешать, его ловили и собирались расстрелять. Но в этот самый момент Ловар открывал ковчег, что приводило к мгновенному испепелению всех находившихся внутри шатра и пожару на базе.
Джонс пользовался этим, чтобы обезоружить охрану, затем освобождал Мэрион, они грузили ковчег в вагонетку и спасались с базы. Несколько уцелевших нацистов садились в другую вагонетку, и преследовали героев. Кадры погони должны были перемежаться с кадрами пожара. Когда огонь добирался до склада боеприпасов, происходил очень и очень большой взрыв и кусок острова буквально уходил под воду. После этого должны были пойти титры — надо полагать для нагнетания напряжения. Лишь когда титры заканчивались, Мэрион, Инди и ковчег всплывали на поверхность. Далее следовал разговор Джонса с военными и знаменитая сцена, где ковчег упаковывали в ящик и оставляли на гигантском складе.
Конечно, были и другие отличия. Позже Спилберг и Лукас добавили несколько новых эпизодов, некоторые диалоги были изменены, некоторые сцены были ускорены. Но в целом, это был уже знакомый нам сюжет. Просто вскоре его пришлось сократить из-за бюджетных соображений.


Tags: Джордж Лукас, Индиана Джонс, Кино на бумаге, Обзоры сценариев, Стивен Спилберг, киноюбилей, приключения, экшн
Subscribe

Posts from This Journal “Обзоры сценариев” Tag

promo centercigr november 10, 10:40 4
Buy for 40 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →