Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Обзор альтернативного сценария пятого эпизода «Звездных войн»

В связи с идеей взяться за историю создания сюжета "Новой надежды", я решил пока разместить тут свой прошлогодний материал, рассказывающий про альтернативный сценарий "Империя наносит ответный удар". Конечно, возможно было бы логичнее было бы вначале все таки сделать обзор на четвертый эпизод, и лишь затем переходить к пятому - но спишем это на то, что  Лукас тоже выпускал эпизоды не по порядку.

Прошлогодняя новость о покупке студией Disney компании Lucasfilm и всех принадлежащих ей прав на одну из самых известных в мире фантастических саг, кажется, не оставила равнодушным почти никого из фанатов кинематографа. Если с кандидатурой сценариста седьмого эпизода «Звездных войн» пока все более или менее понятно (им стал Майкл Арндт), то слухи насчет возможного сюжета и персонажей продолжают циркулировать с неослабевающей силой. А пока фанаты ждут и обсуждают возможные варианты, можно взять паузу, сделать шаг назад и вспомнить, какими мог бы стать пятый эпизод «Звездных войн».

«Империя наносит ответный удар» всегда стояла особняком во всей звездной саге. Она нарушает многие правила — главная битва в ней заканчивается на 35-й минуте, после чего один из героев почти весь фильм занят самопознанием и тренировками, в то время как другие персонажи практически до самого конца спасаются от сил Империи без каких-либо определенных целей. Из оригинальной трилогии она собрала меньше всего денег и на момент выхода заслужила достаточно умеренные отзывы критиков. И, тем не менее, многие критики и фанаты сейчас считают эту серию лучшей частью всей саги.

Как же мне все таки нравятся рисунки Ральфа Маккуори

А начиналось всё в 1977 году. Невероятный успех «Новой надежды», которая с учетом инфляции до сих пор остается второй в списке самых кассовых фильмов американского проката, и умело составленный контракт, по которому Джордж Лукас оставил за собой все права на франшизу, позволили ему заняться подготовкой к съемкам следующего фильма без оглядки на студийную систему. Более того, Лукас решил сам профинансировать съемки и оплатить все сопутствующие расходы по маркетингу и дистрибуции (итоговая сумма составила 33 миллиона долларов), нарушив первую и самую главную заповедь любого голливудского продюсера — никогда не вкладывать в кинопроизводство личные сбережения. Благо, ожидания от сиквела были настолько велики, что он мог практически безбоязненно себе это позволить.

У Лукаса уже был ряд наметок по поводу сюжета новой серии, но в те времена он еще доверял написание сценариев другим авторам и потому решил сосредоточиться на производственных вопросах, поручив создание скрипта Ли Брэкетт. Брэкетт в первую очередь была известна как писательница научно-фантастических романов в жанре космооперы, но также она имела опыт работы с киноиндустрией — в частности, написав сценарии к таким фильмам как «Долгое прощание», «Глубокий сон» и «Рио Браво». 17 февраля 1978 года она представила первую, 128-страничную версию сценария под лаконичным названием «Сиквел Звездных войн» (обозначение пятого эпизода появится в заголовке позже).

В открывающей сцене этого сценария Люк любуется на бескрайние пейзажи ледяной планеты (в сценарии Брэкетт она никак не названа), после чего на него, как и в итоговом фильме, нападают снежные чудовища вампы и затаскивают к себе в логово.

Тем временем, на повстанческой базе руководители восстания решают переманить на свою сторону Ована Марекала — главу транспортной гильдии и третьего по влиятельности человека в Галактике. Ован хоть и не славится любовью к Империи, но в то же время всегда сохраняет здравый прагматизм и поддерживает побеждающую сторону. Также он известен своей осторожностью и тем, что практически никогда не появляется на публике. Впрочем, в рядах повстанческого союза состоит человек, являющийся приемным сыном Марекала, к мнению которого он, вполне возможно, прислушается. Им является не кто иной, как Хан Соло. Вначале он категорически отказывается от предложения принцессы Леи, но через некоторое время передумывает.

А в это время Люк приходит в себя в логове вамп. Голос Оби-Вана Кеноби помогает ему собраться, после чего, применив Силу, юный Скайуокер сбегает, и вскоре его подбирает спасательная партия. Вернувшись на базу, Люк рассказывает про населяющих планету существ, которые отлично умеют маскироваться и, вполне возможно, уже проникли на повстанческий форпост. Худшие предположения подтверждаются, когда сотни вамп (которые в версии Брэкетт явно разумны) изнутри атакуют базу, нанося повстанцам огромные потери.

Но худшее еще впереди: Дарт Вейдер, который находится на планете-городе Тон Муунд (вероятный прообраз планеты Корусант из новой трилогии), получает информацию о местонахождении базы повстанцев и отправляет туда имперский флот.


После высадки десанта и короткой артиллерийской перестрелки, выжившие борцы за свободу отступают с поверхности планеты.

Команда «Тысячелетнего сокола» и принцесса Лея отправляются к точке сбора, где вместо кораблей повстанцев их судно уже поджидает имперский флот.

После экскурсии по астероидному поясу с небольшой остановкой Хан Соло решает отправиться в систему Хот к своему старому другу Лэндо Кадару, чтобы переждать угрозу там. Люк же находит на световом мече отца кристалл с координатами планеты, где когда-то тренировались джедаи (в сценарии она названа просто планетой Болот) и отправляется туда.

Там он находит лягушкоподобное существо по имени Минх, которое раньше было наставником джедаев. Юный Скайуокер не верит словам Минха, и тот вынужден призвать дух Оби-Вана Кеноби, после чего они разыгрывают на глазах у ошеломленного Люка учебный поединок на световых мечах.

После неудачных попыток поймать экипаж «Тысячелетнего сокола», Вейдер возвращается на свою родную планету. Там у него есть собственный большой, мрачный замок и даже свои домашние питомцы — маленькие существа, похожие на горгулий. Император, который в версии Брэкетт носит золотую мантию, чувствует возмущения в Силе и не дает Вейдеру насладиться отдыхом, приказывая любой ценой покончить с Люком, угрожая в случае неудачи найти «замену» самому темному лорду.
Обитель Вейдера


По прибытии на планету Хот, Соло находит лишь руины бывшей базы Лэндо, где поселились местные аборигены двухметрового роста, передвигающиеся преимущественно на летающих существах, похожих на скатов (но в отличие от На’ви, они не синего, а белого цвета). Снова поднявшись в воздух, Соло находит новую резиденцию Лэндо — парящий высоко в небесах «Орбитальный город» — и сажает звездолет там. Вскоре появляется сам Лэндо, который в версии Брэкетт является похожим на Рудольфа Валентино клоном из семьи аристократов, эмигрировавшим сюда после Клонических войн.


Лея, несмотря на все уверения Соло, с самого начала чувствует, что с Лэндо что-то неладно — и вскоре ее страхи подтверждаются, когда объявляется Дарт Вейдер, который планирует использовать их, чтобы заманить Люка. Правда, необходимо отметить, что в отличие от фильма, с пленниками ничего плохого не делают — никаких пыток и замораживаний, просто домашний арест.


Что касается юного Скайуокера, то он уже достиг большого прогресса в своих тренировках. Минх вызывает дух отца Люка (в этой версии отец Люка и Вейдер — это однозначно разные лица), они разговаривают, и отец сообщает сыну, что у него есть сестра по имени Нелитт, с которой его разлучили в детстве, чтобы спасти от Императора. После этих откровений Люк принимает клятву джедая и отправляется на планету Хот.

В то время как Соло и Лея при помощи обманутого Вейдером Лэндо сбегают и пробиваются к «Тысячелетнему соколу», сам темный лорд и Люк сходятся лицом к лицу в схватке. Что интересно, в версии Брэкетт Люк ведет себя намного более агрессивно — он использует силу, чтобы швырять в Вейдера предметы, осыпает его градом ударов и, как ему кажется, почти выигрывает. Впрочем, все это оказывается не более чем уловкой ситхов — подразнив Люка возможностью победы, Вейдер, таким образом, подталкивает его к темной стороне силы.
В разгар схватки также происходит интересная сцена, разворачивающаяся в головах ее участников. Вейдер с помощью силы проникает в сознание Люка и искушает его, в буквальном смысле беря звезды в свои руки и обещая, что тот, став новым Императором, сможет править, как ему заблагорассудится, и положит конец насилию и тирании, в конце произнося бессмертное: «Вместе мы сможем править галактикой».
Но Люк оказывается более устойчивым морально, нежели предполагал Вейдер, и прыгает в вентиляционную шахту (в этой версии без потери конечностей), спасаясь, в конце концов, на «Тысячелетнем соколе». В финальной сцене повстанцы прибывают на планету-сад Беспин Каалида. Хан и Чубакка улетают на «Тысячелетнем соколе» на поиски Ована Марекала, в то время как все остальные наблюдают за их отлетом, а Люк салютует световым мечом.

Вариант Брэкетт интересно читать в первую очередь с исторической точки зрения. «Звездные войны» одна из самых популярных франшиз на планете, которую в свое время посмотрели, кажется, все. Всегда интересно узнать, в каком направлении первоначально планировалось развивать серию и что из этих планов сохранилось, а что было изменено.

По словам соратников Лукаса, он остался не слишком доволен проделанной Ли Брэкетт работой — но переписать сценарий ей уже было не суждено. Всего через месяц, в марте 1978 года, она умерла от рака. Лукас попробовал лично переработать скрипт, но после пары правок решил нанять еще одного сценариста, Лоуренса Каздана, который к октябрю 1978 года закончил свой 169-страничный драфт, весьма близкий к итоговому фильму.

Были времена, когда сценарии еще писались от руки.

В целом Каздан проделал весьма хорошую работу по доведению сценария до ума. Увеличились факторы опасности для героев — теперь их преследует не только Империя, но и охотники за головами, — добавились эпизоды с живущим на астероиде гигантским червем, а сцена начальной битвы стала более масштабной. Подсюжет с отчимом Соло сменился линией Джаббы Хатта и заморозкой Соло, что заметно улучшило сценарий, создав хороший задел для следующего эпизода.

Были практически полностью переписаны диалоги, а Соло из почти пай-мальчика в сценарии Брэкетт снова превратился в самоуверенного сорвиголову, так любимого зрителем. Также были убраны замедляющие повествования сцены, где Вейдер сидит на другой планете и ждет, когда ему сообщат информацию, или Император отдаст приказ. Теперь он непосредственно руководит флотом с борта флагмана.
Существует интересное мнение, что если бы технологии того времени позволяли показать все миры из начального сценария, то Лукас, почти наверняка, оставил бы эти сцены ожидания в фильме (подобным частенько грешила новая трилогия). Так что порой ограниченность в возможностях позитивно сказывается на качестве фильма.

Концепты замка Дарта Вейдера

С другой стороны, в сценарии Брэкетт было несколько любопытных моментов, выпавших из фильма по разным причинам. К числу таких сцен относится атака вамп, которая, пусть и в сильно урезанном виде, осталась и в сценарии Каздана. В принципе, легко понять, почему в конечном счете все эти эпизоды были вырезаны — вряд ли технологии того времени позволили бы убедительно передать опасность, исходящую от массы людей в белых меховых костюмах.

Линия отношений Леи и Соло у Каздана на голову превосходит таковую у Брэкетт, а вот трансформации Люка из фермерского паренька в отчаянного рубаку представляется более интересной именно в ее версии. Стоит отметить, что некоторые наработки Брэкетт отчасти использовались в финальном поединке Вейдера и Люка из «Возвращения Джедая». Также, если отбросить всю странность концепции поединка на световых мечах против духа, было бы довольно любопытно взглянуть, как бы был поставлен поединок Оби-Вана Кеноби и Йоды (Минха).
При чтении сценария можно заметить, что на начало 1978 года Лукасом еще не было принято ключевое решение сделать из Леи, Люка и Вейдера одну семью — в сценарии Брэкетт они явно не являются родственниками. Остается только гадать, в каком направлении развивалась бы третья часть, не прими Лукас впоследствии концепцию семьи…

Позднее и Лукас, и Каздан утверждали, что материал Брэкетт никак не использовался в итоговом фильме, а ее имя в титрах осталось исключительно из уважения к писательнице — но после прочтения представляется, что оба все же немного лукавят. Несмотря на то, что материал подвергся основательной переработке и в целом заметно улучшился, ее работа в определенной мере задала дух и стиль будущего фильма.

Также «Империя наносит ответный удар» стала знаковой с точки зрения работы над сценариями саги. Если при создании этого эпизода сценарий еще писался заранее и потом несколько раз переделывался и улучшался, то при создании следующей части скрипт был написан фактически за две недели, предшествующие началу съемок, в ходе мозгового штурма, устроенного Лукасом, Казданом и Ричардом Маркуэндом.
А при работе над новой трилогией Лукас решил взять написание сценариев полностью в свои руки, вообще не привлекая к сотрудничеству других авторов, за что впоследствии не раз критиковался.

Сейчас перед создателями седьмого эпизода стоит довольно сложная задача. С одной стороны, над ними висит дамоклов меч в лице армии фанатов. С другой — они должны ублажить новых владельцев саги, создав материал, который даст надежный задел для стабильного продолжения серии на протяжении следующей пары десятилетий. Но, возможно, что в сложившейся ситуации студийная система окажется все же более благоприятной для сценарной работы, чем система личного контроля Джорджа Лукаса. Так что остается пожелать создателям успеха, и, как говорится, да пребудет с ними сила!


Данный материал на сайте Filmz.ru (клик по картинке)
Tags: Звездные войны, Кино на бумаге, альтернативный сюжет, обзоры сценариев
Subscribe
promo centercigr 08:30, вчера 3
Buy for 40 tokens
Благодаря публикациям Бориса Рожина, Алексея Зотьева и Голоса Севастополя, и тем неравнодушным людям, которые откликнулись нам удалось оказать частичную помощь Виктории Магер, девочке, которая попала под обстрел ВСУ и получив сильное ранение, героически спасла сестру... Сейчас для завершения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments