Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Гусеничный транспортер NASA

Несмотря на то, что программа «Аполлон» давно закрыта, один из созданных в ее рамках аппаратов все еще находится в строю и в этом году отмечает свое 50-летие. Речь идет о построенных еще в 1965 двух гигантских гусеничных транспортерах NASA. Изначально, они создавались  для транспортировки от цеха вертикальной сборки к стартовой площадке ракет «Сатурн V». После того, как лунная программа была завершена, транспортеры нашли применение в рамках программ «Скайлэб» и «Союз-Аполлон», а затем  в течении 30 лет занимались перевозкой челноков. Собственные имена транспортеров – «Ханс» и «Франц».


«Ханс» и «Франц» весят по 2700 тонн и представляют собой платформу на четырех сдвоенных гусеничных приводах, состоящих из 57 соединённых шарнирно звеньев,  каждый из которых весит около 900 килограмм.  Длина машины равна 40 метрам, ширина 35 метров, высота в зависимости от конфигурации составляет от 6 до 8 метров. Максимальная скорость составляет 1,6 километров в час  в загруженном состоянии и 3.2 километра в час без груза. Таким образом на то, чтобы преодолеть 5.6 километровый участок отделяющий цех вертикальной сборки до Стартового комплекса 39, у них уходило около четырех часов.
Самым тяжелым грузом из тех, которые доводилось возить транспортерам, были установленные на мобильной пусковой платформе  ракеты «Сатурн V» с кораблем «Аполлон» – общий вес данной конструкции составлял около 5 600 тонн. Пусковая платформа с установленным на нее Спейс Шаттлом, твердотопливными ускорителями и незаправленным топливным баком весила несколько меньше – всего 4980 тонн.
Привод транспортера состоит из 16 тяговых электродвигателей, которые получают ток от четырех генераторов мощностью 1 000 кВт каждый. Генераторы приводятся в действие двумя дизельными двигателями мощностью 2 750 л.с. (2 050 кВт) каждый. Другая пара электрогенераторов на 750 кВт, приводимая в действие двумя дизельными двигателями мощность 1065 л.с. вырабатывает электроэнергию для освещения, дополнительных систем и гидравлической системы, поддерживающей верхнюю палубу транспортера в строго горизонтальном положении. Еще два генератора мощностью 150 кВт требуются для питания мобильной пусковой платформы. Расход топлива у данного чуда техники составляет 350 литров топлива на километр, всего же топливный бак транспортера вмещает 19 000 литров. За годы службы, транспортеры прошли 3150 и 3350 километров. Стоимость постройки каждого из них  в ценах 1964 года составила 14 миллионов долларов.
Несмотря на закрытие программы «Спейс шаттл», транспортеры все еще остаются в строю и в настоящее время они проходят модернизацию. В ее рамках «Франц» получит новые генераторы, а его шасси и корпус будут укреплены, что позволит ему перевозить до 8000 тонн. Это позволит задействовать его для перевозки сверхтяжелых ракет SLS. «Ханс» же планируется использовать для коммерческих запусков.

Tags: Космос
Subscribe
promo kiri2ll december 18, 2015 20:00 56
Buy for 30 tokens
Небольшое объявление. В настоящее время я рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно как у меня в блоге : космос, высокие технологии или же кино и все что с ним связано. Впрочем, учитывая реалии, вполне могу рассмотреть и другие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments