Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Потерянное ядерное оружие

Сюжет большого количества художественных фильмов строится на том, что группа неких злоумышленников крадет ядерную бомбу, после чего пытается с ее помощью реализовать свои нехорошие планы (насколько они зловещи  зависит лишь от фантазии сценаристов). Но как показывает практика, потерять ядерную бомбу намного легче, чем украсть.

Чемпионский титул по количеству инцидентов с утраченными бомбами судя по всему надежно удерживают ВВС США. Впрочем, в этом нет ничего удивительного – до 1960-х годов стратегические бомбардировщики оставались главным средством доставки американского ядерного оружия. Свою лепту вносила и паранойя Холодной войны – Пентагон весьма боялся того, что русские уже "идут", и в результате в воздухе практически постоянно находилось некоторое количество бомбардировщиков с ядерными бомбами, чтобы обеспечить гарантированную возможность нанести моментальный удар. С ростом количества ядерных бомбардировщиков круглосуточно патрулирующих небеса, падение одного из них было лишь вопросов времени.
«Начало» было положено в феврале 1950 году, когда во время учений  бомбардировщик B-36, отыгрывавший роль советского самолета решившего скинуть ядерную бомбу на Сан-Франциско, разбился на территории Британской Колумбии. Поскольку учения были максимально приближены к реальным и на борту самолета  находилась боеголовка. Правда к счастью без ядерной капсулы, необходимой для начала цепной реакции -  ибо как позже выяснилось, при ударе бомба сдетонировала. Самое забавное заключается в том, что на останки B-36 случайно наткнулись лишь в 1953 году – во время начальной поисковой операции его обломки  не были найдены,  и военные решили, что самолет разбился о поверхность океана.
В том же 1950 году на территории США разбились еще три бомбардировщика с ядерными бомбами. Подозреваю, что такое количество катастроф в один год  связано с тем, что в предыдущем 1949 году Советский Союз стал ядерной державой, что закономерно привело к резкому росту активности американских ВВС.

Но самый примечательный случай того года опять же был связан с Канадой. Во время полета у бомбардировщика  B-50 возникли проблемы с двигателем, и экипаж принял решение скинуть находящуюся на борту ядерную бомбу Mark 4 в реку Святого Лаврентия, предварительно включив ее  систему самоуничтожения. В итоге, бомба взорвалась на высоте 750 метров, и обогатила речку 45 килограммами урана. Местным жителям сказали, что это были тактические учения.
В 1956 году летевший на базу в Марокко бомбардировщик B-47 бесследно исчез над Средиземным морем – его обломки так и не были найдены. На борту пропавшего самолета находилось два контейнера с оружейным плутонием. В следующем году у транспортного С-124, перевозившего три ядерных заряда, возникли проблемы с двигателем. В итоге, экипаж скинул две из трех бомб в Атлантический океан. Боеголовки так и не было найдены.

В феврале 1958 году во время учений у острова Тайби произошло столкновении истребителя F-86 и бомбардировщика B-47. В итоге, экипажу последнего пришлось сбросить водородную бомбу Mark 15, которая и ныне покоится на дне где-то в том районе – многочисленные поиски так и не увенчались успехом. Вопрос вызывает лишь то, была в бомбе ядерная капсула или же ее учебный аналог (разные источники дают разный ответ на данный вопрос).
Месяцем спустя произошел еще один, к счастью комичный а не трагикомичный случай. Во время перелета формации B-47 в Англию, один из членов экипажа решил осмотреть 30-килотонную бомбу Маrk 6. Он залез на нее и случайно задел рычаг аварийного сброса. В итоге, бомба проломила люк бомбоотсека и упала на землю с высоты 4.5 километров. Бомба не была приведена в боевую готовность (на ней не было ядерной капсулы), однако заряд обычного взрывчатого вещества при ударе сдетонировал.  В итоге, боеприпас оставил на земле Южной Каролины кратер глубиной 9 метров и диаметром 21 метр.  Сейчас на данном месте установлен памятный знак.
В 1959 году еще одна ядерная бомба ушла на морское дно после катастрофы патрульного самолета P-5M у берегов штата Вашингтон. Этот заряд тоже не был найден. В 1961 году произошла катастрофа, которая могла привести к крайне серьезным последствиям. Бомбардировщик B-52, на борту которого находилось две водородные бомбы Mark 39 разрушился в воздухе. Одна из бомб упала в болото – во время раскопок военным удалось найти ее  тритиевый резервуар и плутониевый заряд первой ступени, позже этот участок был выкуплен инженерными войсками.
У второй бомбы сработал парашют и она мягко опустилась на землю. Именно она чуть и не стала причиной катастрофы – ибо бомба находилась в полностью снаряженном состоянии, и во время ее парашютного спуска, три из четырех предохранителей, удерживающих ее от взрыва, последовательно выключились. От четырехмегатонного термоядерного взрыва восточное побережье США спас обычный низковольтный переключатель, служивший четвертым предохранителем.
Один из самых нелепых случаев потери ядерного оружия случился в 1965 году, когда с палубы авианосца  «Тикондерога» свалился штурмовик A-4E Skyhawk с водородной бомбой на борту. Глубина в том месте составляла 4900 метров, бомба так и не было найдено. В следующем году случилась катастрофа у испанского Паломареса – во время дозаправки в возухе произошло столкновение заправщика с бомбардировщиком B-52 на борту которого находилось четыре водородные бомбы. Три из четырех бомб упали на землю (заряды обычного взрывчатого вещества двух из них сдетонировали, что привело к радиоактивному загрязнению местности), четвертая упала в океан. После почти трех месяцев поисков ее удалось поднять – и это пока что единственный случай, когда упавшую в море ядерную бомбу смогли вернуть.
После Паломареса, полеты американских бомбардировщиков с ядерным оружием были значительно сокращены. Окончательно же им пришел конец после случившейся катастрофы у базы Туле в Гренландии.

Еще в 1961 году ВВС США приступили к операции «Хромированный купол». В ее рамках бомбардировщики B-52 c термоядерным оружием на борту осуществляли ежедневное боевое патрулирование по заданным маршрутам. Перед вылетом им назначались цели на территории СССР, которые должны были быть атакованы при получении соответствующего сигнала. В любой момент времени в воздухе находилось не меньше дюжины B-52. В рамках данной операции  также осуществлялась миссия Hard Head по постоянному визуальному наблюдению за радиолокационной станцией на авиабазе Туле, служившей ключевым компонентом системы раннего предупреждения о ракетном нападении BMEWS. В случае потери связи с Туле, экипаж B-52 должен был визуально подтвердить ее уничтожение – такое подтверждение стало бы сигналом о начале Третьей мировой.
21 января 1968 года один из участвовавших в операции B-52, на борту которого находилось четыре водородные бомбы, разбился неподалеку от базы. В результате падения самолёта,  термоядерные боеприпасы разрушились, вызвав радиационное заражение местности. Последовала длительная и трудоемкая операция по сбору обломков и дезактивации местности, однако один из урановых сердечников так и не удалось найти. Катастрофа спровоцировала большой скандал и вскоре после нее регулярные полеты бомбардировщиков с ядерным оружием были окончательно отменены, как слишком опасные.

Я описал тут лишь некоторые инциденты, которые приводили к потере бомб. В 1950-1960-е случилась масса других катастроф с участием ядерных бомбардировщиков. В 1956 году в Англии прозошел случай, когда B-47 упал прямо на хранилище ядерных боеприпасов, где на тот момент находилось три ядерные бомбы, в  одну из которых был вставлен взрыватель. Возник пожар, однако каким-то чудом обошлось без детонации.

Что касается подобных инцидентов в Советском союзе, то все они остаются под грифом секретно и тут остается разве что довольствоваться слухами и городскими легендами. Могу лишь заметить, что советская стратегические бомбардировочная авиация всегда заметно уступала по численности американской. По идее, меньше бомбардировщиков = меньше полетов = меньшая вероятность того, что самолет разобьется. С другой стороны, сомневаюсь что общий уровень аварийности советских ВВС был заметно меньше американского.
С уверенностью можно говорить  лишь о ядерных зарядах, находившихся на борту погибших советских подлодок. На борту затонувшей в 1968 году К-129 находилось три баллистические ракеты Р-21 и две ядерные торпеды (впрочем, часть из них была поднята в ходе проекта AZORIAN). На борту затонувшей в 1971 году в Бискайском заливе К-8 находилось по разным данным от 4 до 6 ядерных торпед. На ушедшем на дно Атлантики в 1986 году стратегической ракетоносце К-219 находилось более 30 (опять же, цифры расходятся) боеголовок – большей частью на баллистических ракетах Р-27, но также имелось и несколько ядерных торпед. И наконец, погибший в 1989 году К-278 «Комсомолец» нес две ядерные торпеды.
Таким образом, нехитрый подсчет показывает, что на морском дне сейчас должно находиться где-то около полусотни потерянных ядерных боеголовок. Конечно, с учетом того, что согласно нынешним оценкам за всю историю было построено более 125 000 ядерных зарядом, это цифра наверно капля в море. Но тем не менее я надеюсь, что времена, когда с неба могла свалиться случайно сброшенная ядерная бомба все же навсегда остались в прошлом.

Tags: Холодная война, Ядерное оружие
Subscribe
promo kiri2ll december 18, 2015 20:00 56
Buy for 30 tokens
Небольшое объявление. В настоящее время я рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →