Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

О сценарии «Первому игроку приготовиться»

Если задаться вопросом  о том, какой жанр (после фильмов про супергероев)  является сейчас наиболее финансово привлекательным, ответ будет прост – подростковая антиутопия. Нынешние подростковые антиутопии строятся по более или менее схожей схеме: в будущем на остатках цивилизации возникло новое общество → это общество плохое и несправедливое → в этом обществе живет наш главный герой/героиня старшего подросткового возраста, который не такой как все → со временем герой собирает команду единомышленников, среди которой окажется его вторая половинка, и бросает вызов системе → сиквелы. «Голодные игры», «Бегущий по лабиринту», «Дивергент»… Сейчас студии настолько  уверены в подобных проектах, что уже изначально снимают такие фильмы без какой-либо определенной концовки. А зачем? Надо же еще как-то сделать кучу продолжений.

Неудивительно, что ныне практически каждая студия хочет заполучить свою франшизу подобного плана. И Warner Bros. тут  не является исключением. Еще в 2010 году студия приобрела права на дебютный роман Эрнста Клайна «Первому игроку приготовиться» и ныне похоже всерьез собралась его поставить.


В принципе, сюжет роман Клайна большей частью подпадает под описанные выше критерии. Его действие разворачивается в середине 21 века, когда все очень плохо – голод, перенаселение, уничтоженная экология привели к упадку цивилизации. Наш главный герой, это 18-летний Уэйд Уилсон, который как и большая часть населения проводит практические все свое время в Oasis - гигантской виртуальной симуляции, представляющей собой сотни миров, созданных на любой вкус, начиная от планет-школ и заканчивая галактикой «Звездных войн» и туманностью Уидона.
Как и миллионы других пользователей, Уэйд является пасхантером – он ищет пасхальное яйцо, оставленное внутри Oasis ее разработчиком Джеймсом Холлидэем – чудаковатым миллиардером, который фанател (и это еще мягко сказано) от культуры 1980-х.  Тот, кто найдет яйцо, получит полный контроль над игрой и компанией Холлидэя.  И если вы пересмотрели «Монти Пайтона» 150 раз, знаете наизусть все диалоги из фильма  «Военные игры» , помните что изображено на обложке игры Zorg 1977  года, идеально играете в Pacman и еще сотню игр из 1980-х – то может быть, у вас есть шанс на победу. Если конечно вас не убьют в реальном мире сотрудники нехорошей корпорации IOI, которые пойдут на все, лишь бы заполучить контроль над Oasis.
С одной стороны, можно понять коммерческую привлекательность данного проекта: помимо жанра, тут еще есть куча отсылок к фильмам и играм 1980-х, которые потенциально могут привлечь в кинотеатр куда большую, чем обычно, аудиторию. В романе есть X-Wing`и и «Серенити», летающий делориан,  Мехагодзилла, звучащие в моменты триумфа саундтреки из «Конана-Варвара» и «Звездных войн» - кто бы отказался посмотреть на все это на большом экране?
С другой стороны, вся проблема заключается в том, что у Warner Bros. нет прав на большую часть игр, фильмов и песен, которые упомянуты в книге –  а если покупать их, то можно слишком сильно раздуть бюджет и выйти за пределы безопасной зоны. Как же  планируется решить данный вопрос? Давайте разберемся на примере текущего 121-страничного сценария проекта  за авторством Зака Пенна.

Итак, что я могу сказать о нем?  Ну, начну с самого очевидного -  он достаточно сильно отличается от книги. Большая часть ее оригинальных испытаний подобно аватарам убитых участников игры благополучно исчезли. В книге герой или проходил компьютерные игры (т.е. игру внутри игры) или становился персонажем известного фильма, проходя за него весь сюжет. В сценарии Пенна вообще осталось всего два испытания: автомобильная гонка и эпизод из  «Бегущего по лезвию», где героям нужно пройти тест Войт-Кампфа в сцене, воссоздающей вступительную сцену фильма (и да, там на пару секунд возможно появится Декард).
Если говорить про все остальные многочисленные кинематографические и другие отсылки, то их практически не осталось – по крайней мере, в сценарии Пенна помимо «Бегущего» явно упомянуты лишь корабль из «Светлячка» и делориан – впрочем, поскольку последний это реально существующая машина, на ее показ я так понимаю никаких авторских прав покупать не надо. Так что можно забыть про Мехагодзиллу, вечеринки в невесомости и почти все остальное. Хотя если подумать, то при должной фантазии можно было бы вполне уверенно добавить  в сценарий отсылку к чему-то еще, на что у студии есть права. Например, на ту же «Матрицу» - да, это конечно не фильм 1980-х, но учитывая сюжет, вполне бы хорошо вписалось.
Интересно кстати, что в одном описаний так и говорится:  «космический корабль похож на корабль Бобы Фетта, но не настолько, чтобы на нас могли подать в суд».

Что касается самого сюжета, то в него зачем-то добавили некое повстанческое движение Наверно по принципу того, что раз у нас кино про плохое будущее и молодежь, то в нем обязательно должны быть повстанцы.  Опять же, в книге главный герой и его любовный интерес вживую практические не пересекались. В том как бы и был весь смысл – Уэйд задрот, который проживает всю жизнь в виртуальной реальности и вообще не общается с людьми вживую. Тут это благополучно «исправили»  - теперь герои встречаются уже в середине сценария.
Я могу понять почему из сценария убрали большую часть локаций и подсюжетов романа, но к сожалению вместе с ними пропала также большая часть истории Холлидэя, которая собственно и объясняла почему он создал Oasis и почему именно 1980-е. Хотя если так подумать, то после всех вырезаний  от всех 1980-х  в сценарии Пенна осталось не так и много.

Ну и что мне особенно не понравилось, так это концовка. Сейчас это может показаться удивительным, но роман Клайна существует в единственном числе. Автор не стал высасывать из него еще вереницу книг, закончив историю простой и понятной мыслью. В концовке же сценария Пенна нам в прямом смысле слова показывают десяток альтернатив для последующих сиквелов.
В общем и целом, меня этот вариант сценария не сильно впечатлил. Он как-то подрастерял большую часть гиковской атмосферы, которой и был в первую очередь интересен, и стал слишком похож на своих жанровых собратьев.  Впрочем, до фильма все таки еще далеко – в настоящий момент студия ищет режиссера, который бы согласился взяться за эту махину. Говорят, что первым такое предложение  получил Кристофер Нолан – хотя на мой взгляд  это скорее рекламный ход, призванный привлечь внимание публики к проекту.  «Первый игрок» абсолютно не вписывается в стиль Нолана и  вряд ли он станет снимать его лишь ради возможности переснять сцену из любимого «Бегущего по лезвию».

Также говорят, что сейчас для студии наилучшим кандидатом является  Роберт Земекис. Но откровенно говоря тот факт, что он снял одну из величайших классик 1980-х вовсе не значит, что прямо сейчас он вдруг сможет снять фильм в духе 1980-х. По крайней мере, примеры Спилберга и Лукаса скорее убеждают в обратном. Так что тут  скорее нужен не тот, кто снимал в ту эпоху, а тот, кто вырос на всех этих фильмах и играх и действительно любит их. В качестве других кандидатов сейчас называются Мэттью Вон, Питер Джексон и Эдгар Райт, и на мой взгляд, лучше всего тут подошел бы именно Райт. Но, это лишь мое мнение.
В принципе, если кто-то из этой пятерки даст согласие снимать фильм, я подозреваю что после этого скрипт сильно изменится – все режиссеры из данного списка сами сценаристы, и вряд ли они не воспользуются возможностью написать свою версиют истории. Надеюсь лишь, что он будет больше соответствовать ее оригинальному духу, чем имеющийся сейчас вариант.

Tags: Обзоры сценариев, фантастика, экранизация, экшн
Subscribe
promo kiri2ll december 18, 2015 20:00 56
Buy for 30 tokens
Небольшое объявление. В настоящее время я рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно как у меня в блоге : космос, высокие технологии или же кино и все что с ним связано. Впрочем, учитывая реалии, вполне могу рассмотреть и другие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments