Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

The Science of Interstellar

Благодаря фильму «Интерстеллар» я наконец-то смог вздохнуть спокойно. До этого я читал страшные вещи -  что согласно данным соцопросов треть населения самой большой страны в мире считает что Солнце вращается вокруг Земли (не переживайте, в западных странах ситуациях такая же, а то и хуже), что лишь несколько процентов учащихся ВУЗов знает, почему происходит смен времен год и т.п. и т.д. Но, как оказалось, все это наглая ложь - ведь как выяснилось из многочисленных отзывов, чуть ли не каждый киноман обладает практически экспертными познаниями в астрофизике, теории черных дыр и многомерных пространств. Так что за систему образования можно не волноваться.

Ладно, оставим сарказм. Фильм это в первую очередь фильм, а не учебник. Ну а когда речь к тому же идет о фильме,  перегруженном концепциями, теоретически возможными, но чья практическая реализация под большим вопросом, противоречия закономерны и понятны.  К тому же, далеко ведь не всем нравится творчество Нолана. Но в случае с «Интерстелларом» все же есть одно интересное обстоятельство, про которое я хотел рассказать: помимо самого фильма, существует также книга «The Science of Intertellar», написанная астрофизиком Кипом Торном, идеи которого стала отправной точкой для создания фильма.
На мой взгляд, книга как минимум любопытна. С одной стороны, Торн рассказывает обо всех показанных в фильме концепциях. С другой, в ней можно найти некоторые интересные моменты, касающиеся создания фильма, причем со стороны человека не слишком вовлеченного в индустрию.


Во вступлении  Торн рассказывает о том, как у него и его давней подруги Линды Обст примерно в 2005 году зародилась идея создания фильма о путешествиях через червоточину, черных дырах и встрече с существами из пятимерного пространства. В феврале 2006 Обст встретилась с агентом Стивена Спилберга и вскоре режиссер заинтересовался идеей фильма. Забавный факт – на тот момент Торн не видел ни одного фильма Спилберга кроме «Инопланетянина».

На встрече со Спилбергом, Торн выдвинул два основных принципа будущего фильма:

  • Во-первых, ничто в нем не должно нарушать существующих законов физики и нашего понимания об устройстве Вселенной.

  • Во-вторых, даже самые дикие спекуляции (гипотезы), должны быть основаны на существующих ныне  научных представлениях и теориях.

Далее,  Торн рассказывает о том, как организовал Спилбергу встречу с группой из 14 ученых из Калифорнийского технологического института (Caltech), где они устроили свободное обсуждение по всем возможным темам, начиная от вопросов из каких материалов строить космический корабль способный путешествовать через кротовые норы, и заканчивая теорией струн.

Далее в проект включился Джонатан Нолан, однако вскоре его работа была прервана забастовкой сценаристов. После завершения забастовки, Нолан успел написать три варианта сценария, после чего в июне 2009 переключился на написание «Темного рыцаря: Возрождения легенды». Еще через год,  9 июня 2010 года Спилберг покинул проект из-за разногласий со студией (его компания Dreamworks переехала под крыло Walt Disney, после чего о работе с Paramount можно было забыть). Однако уже через 13 дней заинтересованность в фильме проявил Кристофер Нолан.
Далее Торн рассказывает о том, как после подтверждения в декабре 2012 запуска проекта в производство, познакомился с Ноланом,  актерами и командой по сцецэффектов. Два самых забавных факта из этой части – то, как Майкл Кейн попросил у Торна разрешения сфоткаться с ним, и то, что прибыв на съемочную площадку, Торн очень удивился увидев макет Endurance – Торн считал что дешевле будет нарисовать корабль на компьютере (я так подозреваю, что с творчеством Нолана он на тот момент тоже был не слишком хорошо знаком).
Дальнейшая часть книги состоит из семи разделов.  В первом разделе Торн дает базовые понятия, которые необходимо знать, чтобы продолжить дальнейшее чтение (основные физические законы Вселенной, что такое черные дыры, основы гравитационного взаимодействия и т.п.). В этой же главе он дает  классификацию концепций, которые он  будет объяснять  во  всех следующих разделах: факты, научно-обоснованные догадки и спекуляции –  предположения, основанные на существующих ныне  научных представлениях, которые теоретически возможны, но подтвердить или опровергнуть истинность которых мы пока не в состоянии.

Вторая глава посвящена показанной в фильме черной дыре Гаргантюа. Она является сверхмассивной черной дырой с массой порядка 100 миллионов солнечных и диаметром 300 миллионов километров. Гаргантюа окружена аккреционным диском температура и светимость которого близки к солнечным (отсюда свет на планетах). Этот диск является «анемичным» - он очень давно (миллионы лет) не получал подпитки, потому у него нет джетов и он не излучает в рентгеновском диапазоне (т.е. к дыре можно приблизиться без риска умереть от радиации).
Скорость вращения Гаргантюа практически равна теоретически возможному пределу – она всего на одну стотриллионную долю меньше скорости света. По словам Торна это маловероятно, но  с научной точки зрения все же возможно.

Интересная часть посвящена объяснению того, каким образом Endurance смог бы добраться до планеты Миллер. По расчетам Торна,  после того как Endurance вышел бы на безопасную «парковочную» орбиту вокруг Гаргантюа, он бы стал вращаться вокруг нее со скоростью в 1/3 скорости света.Согласно все тем же расчетам Торна, планета Миллер должна была вращаться вокруг Гаргантюа со скоростью в 0.55 скорости света. Однако, чтобы добраться до нее, кораблю нужно было бы не добирать скорость, а наоборот погасить ее до 0.25 световой, после чего гравитация Гаргантю притянула бы корабль – без сброса скорости корабль разогнался бы слишком быстро и не смог бы осуществить данный маневр. Между прочим, в реальности инженеры сталкивались со схожей проблемой  – чтобы выйти на орбиту Меркурия, аппарату Messenger пришлось совершить ряд гравитационных маневров вокруг Земли, Венеры и самого Меркурия, чтобы сбросить лишнюю скорость.
Правда в случае с такими огромныи скоростями, обычные планеты не подходят. Нужны весьма массивные объекты. В данном конкретном случае, чтобы  Endurance смог сбросить скорость до четверти световой, ему бы пришлось совершить гравитационный маневр у черной дыры средних масс, которая вращалась вокруг Гаргантюа. Приливные силы у подобных объектов уже достаточно слабы, чтобы корабль смог совершить сближение с ними и уцелеть. И собственно говоря, в раннем сценарии Джонатана Нолана эта дыра была (даже целое семейство дыр).

Однако Кристофер Нолан решил, что упоминание еще одной черной дыры слишком смутит зрителей, и потому в фильм попал диалог где Купер говорит о том, что мог бы использовать гравитацию обращающейся вокруг Гаргантюа нейтронной звезды чтобы сбросить скорость – хотя в реальности это бы не сработало. В книге, кстати, есть несколько картинок собственной визуализации Торна того, как бы выглядела Гаргантюа при облете Купером второй черной дыры.
Остальная часть посвящена рассказу о создании внешнего облика Гаргантюа. Собственно, про это есть ролик, добавлю лишь, что показанная в фильме дыра «замедлена» – ее облик соответствует объекту вращающемуся  со скоростью 60% от скорости света. При вращении со скоростью в 99.99 световой, она была бы менее «симметрична». Потому, чтобы слишком сильно не смущать зрителей, ее слегка замедлили.
Третья глава посвящена экологической катастрофе, которая согласно сюжету фильма случилась на Земле. Торн проводит транскрипт беседы научной группы из Caltech с обсуждениями различных вариантов конца света. В целом, конечно появления суперпатогена, убивающего абсолютно всю растительную жизнь крайне маловероятно, но все же лучше постучать по дереву.

Следующая глава рассказывает про червоточины. Помимо рассказов о том, что это такое, Торн вспоминает общение с Карлом Саганом по поводу «Контакта» - изначально Саган хотел отправить свою главную героинию Элеонор Эрроуэй в путешествие к звездам через черную дыру, но Торн предложил ему взамен червоточину, которая удерживается от схлопывания экзотической материей. С точки зрения самого Торна, конечно возможность существования проходимых червоточин мала – по крайней мере, в естественной природе они не возникают, а чтобы создать искусственную червоточину потребуются огромные усилия сверхцивилизации.
Часть главы посвящена тому, как команда по спецэффектам пыталась нарисовать путешествие через червоточину используя расчеты Торна. Полет через короткую червоточину было слишком скоротечным и неинтересным, через длинную слишком похож на то, что мы уже видели в куче фильмов. В итоге сцена попавшая в фильм своеобразный компромисс, призванный отобразить дух уравнений Торна. Торна показанный вариант устроитл

И наконец, еще одна часть посвящена тому, как можно было бы обнаружить червоточину с помощью обсерватории  LIGO, которая смогла бы засечь испускаемые ей гравитационные волны. Этот фрагмент был в раннем сценарии Джонатана Нолана, но из фильма его вырезали, о чем Торн жалеет.
Следующая часть посвящена планетной системе Гаргантюа – большей частью, планете Миллер. Изначально, когда Нолан сказал Торну, что ему нужно замедление времени эквивалентное 7 годам за час, тот счел, что это невозможно. Однако проведя расчеты, выяснилось что вокруг сверхмассивной черной дыры достаточной массы может существовать стабильная орбита, допускающая существование на ней планеты.

Находясь так близко к черной дыре, планета будет находится в приливном захвате (т.е. будет постоянно обращенной к дыре одной и той же стороной), однако при этом останется эффект "раскачивая" планеты при движении по орбите вокруг Гаргантюа . Это называется либрацией – благодаря им  с Земли например можно видеть не ровно 50%, а 59% поверхности Луны. В показанной в фильме ситуации, либрация помноженная на гравитацию Гаргантюа по расчетам Торна может действительно привести к возникновению огромных волн, которые будут прокатываться по планете с промежутком примерно в час.
Еще один интересный факт – на таком расстоянии, Гаргантюа занимала бы ровно половину неба планеты. Однако тут в дело уже вступили художественные соображения. Поскольку встреча с Гаргантюа должна была стать кульминацией фильма, ее видимый размер пришлось уменьшить в 20 раз, чтобы оставить ее на десерт.


Орбита планеты Манна


Две заключительные главы посвящены нырку под горизонт событий Гаргантюа, физике многомерных пространств, сингулярностей и тессеракту. Торн объясняет,  как за последние годы изменились представления о черных дырах, и почему если в 1985 году он отговорил Сагана отправить Эллеонор Эрроуэй в путешествие через черную дыру сказав что это мгновенная смерть, то в 2013 он уговорил Нолана отправить Купера к Гаргантюа, зная что космический корабль сможет проникнуть за горизонт ее событий, не будучи при этом мгновенно разорванным на мелкие кусочки.
В тексте приводятся рисунки орбит космических кораблей, схемы гиперкуба и многомерного пространства. Упоминаются спор Торна с Хокингом насчет возможности существования машины времени, принцип самосогласованности Новикова допускающий существования замкнутых временных линий (проще говоря, петель времени, не имеющих начала и конца  – см. например «Терминатор» и «12 обезьян»), и еще куча разных вещей.
Скажу честно, к этому моменту у меня уже окончательно поехала крыша моих знаний английского перестало хватать, чтобы свободно читать текст.

Как я сказал, выще фильм – это не учебник астрофизики, да и книга Торна тоже не учебник, а научно-популярное издание, рассказывающее вкратце про научные предпосылки, от которых отталкивался он сам и сценаристы. В конце Торн дает большой список литературы, которую стоит изучить, чтобы «нормально» разобраться в теме.

Но все же, я не могу не отдать создателям должное за все эти концепции. Некоторые из них весьма релистичны, некоторые из них кажутся откровенно маловероятными (в ходе текста Торн неоднократно подчеркивает, что вполне может ошибаться и раньше он уже допускал ошибки) – но над всеми ними интересно на досуге поразмышлять и для этого даже не обязательно привязываться к фильму. Если «The Science of Intertellar» переведут на русский, думаю, я бы ознакомился с ней еще один раз.


Tags: Астрономия, Кино, космос, фантастика
promo kiri2ll december 18, 2015 20:00 55
Buy for 30 tokens
Небольшое объявление. В настоящее время я рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно как у меня в блоге : космос, высокие технологии или же кино и все что с ним связано. Впрочем, учитывая реалии, вполне могу рассмотреть и другие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 273 comments
Так основные придирки не к сложной физике, а схеме организации научного процесса (талантливый ученый один тащит на себе всю науку. а в конце жизни передают свои знания лучшему ученику), к беспомощности дистанционных методов исследования планет ( увидеть огромную волну и измерить температуру. оказывается, невозможно без посадки на планету) и к пресловутому книжному шкафу с глазами.

krechet_zlobniy

December 9 2014, 10:53:02 UTC 2 years ago Edited:  December 9 2014, 10:55:22 UTC

Основные придирки именно к сложной физике. Почитайте форумы и баталии диванных экспертов! :)

Организация научного процесса объяснена достаточно для оправдания мотиваций персонажей и линии сюжета. В фильме герои неоднократно говорят о том, что технически сложных "игрушек" полно, но чинить и работать с ними некому, что широкую науку свернули и оставили только тот сектор, который отвечает за выживание, в тот момент - аграрный. Учёных как таковых осталось мало, много людей погибло (предпосылки появления патогена не раскрываются, но присутствует намёк, что человечество само себя до такого довело), армии распущены, правительств как таковых нет и т.д. Приходится работать в условиях строгой секретности и изрядной изоляции, ибо население не в курсе, что их налоги идут на этот проект. Ну и не рассказывают им ничего, чтобы не сеять панику. Всё это говорят в ходе фильма.

Дистанционные методы исследования были применены все, которые были доступны. Сначала были отправлены зонды, потом 12 добровольцев (во все доступные системы) с целью предварительной разведки. И только потом основная группа с "планом Б" (инкубатором). После зондов отправили людей, так как зонд не способен на креативное мышление и доверить миссию спасения человечества машинам учёные не рискнули.

Увидеть огромную волну они не могли просто потому, что на планете время тянется в 61320 раз медленнее, чем на орбите. С орбиты планета выглядит статичной как скала. То есть, чтобы заметить волну, нужно было наблюдать за рельефом планеты несколько лет. Особенно сложно понять, что это именно волна, а не гора, когда даже не знаешь, что именно и зачем ищешь. А их время было и так очень ограничено.

Температура планет была известна из радиоотчетов первых разведчиков. Посадку совершали не с целью разведки, а с целью колонизации. Отказывались от колонизации из-за форс-мажоров.

Про "книжный шкаф" не понял - это на счёт роботов? Эргономика робота вызывает вопросы. Но это по-моему самое последнее, до чего стоит докапываться. Как показано в фильме, свои функции он выполняет, трансформируясь в различные формы - за что зачёт дизайнерам. Поэтому - почему бы и нет? А общая форма навеяла ощущение отсылки к ретро-фантастике, что на атмосферу фильма сыграло только в плюс. Робот, кстати, в невесомости почему-то от пола не отрывался и не порхал по отсеку, но будем считать, что у него электромагниты в конечностях и он "липнет". :) Незначительная мелочь, на мой взгляд.

Так что по Вашим вопросам складывается впечатление, что Вы просто невнимательно смотрели фильм.

eugene_df

2 years ago

Иван Петров

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Иван Петров

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

spax555

2 years ago

eugene_df

2 years ago

spax555

2 years ago

stierliz

2 years ago

strana_404

2 years ago

Vadim Krasnobelmov

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Vadim Krasnobelmov

2 years ago

Vadim Krasnobelmov

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Vadim Krasnobelmov

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Иван Петров

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Vadim Krasnobelmov

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Vadim Krasnobelmov

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

eugene_df

2 years ago

ins0mnis

2 years ago

eugene_df

2 years ago

strana_404

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Anonymous

2 years ago

mr_lomp

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Vadim Krasnobelmov

2 years ago

Как всегда - чотко и доступно, спасибо.
хорошо бы перевели, я бы почитала с удовольствием :)
Спасибо, очень интересно!
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Спасибо
Еще один интересный факт – на таком расстоянии, Гаргантюа занимала бы ровно половину неба планеты. Однако тут в дело уже вступили художественные соображения. Поскольку встреча с Гаргантюа должна была стать кульминацией фильма, ее видимый размер пришлось уменьшить в 20 раз, чтобы оставить ее на десерт.


Дальше можно не читать. В смысле - не хотите соблюдать научность в ТАКИХ деталях - нехер и начинать.

Ну и да - Торн хоть как-то объяснил выживание в системе перенасыщенной жестким гамма-излучением и рентгеном?
Судя по всему вы и до этого момента не особо читали. Я же все написал.

eugene_df

2 years ago

tau_schmau

2 years ago

eugene_df

2 years ago

tau_schmau

2 years ago

eugene_df

2 years ago

tau_schmau

2 years ago

ins0mnis

2 years ago

togusa_rus

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Anonymous

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Anonymous

2 years ago

eugene_df

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Anonymous

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

zanyboy

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

kvasikakis

2 years ago

eugene_df

2 years ago

nero_schwarz

2 years ago

eugene_df

2 years ago

rrr2

2 years ago

eugene_df

2 years ago

eugene_df

2 years ago

roler_x

2 years ago

chucker_mpa

December 9 2014, 11:38:01 UTC 2 years ago Edited:  December 9 2014, 11:39:44 UTC

а вы читали "Черные дыры и складки времени. Дерзкое наследие Эйнштейна" Торна? Прекрасная книга и без привязки к этому художественному... ну, пусть будет фильму.
К тому же, судя по всему, содержит все перечисленные вами темы - кроме разве что самосогласованности Новикова. Точнее - не столь заостряет на нем внимание, если мне ничего не изменяет)
Нет еще. Но скажу честно - если написать отзыв о книге, никому до него не будет никакого дела. А тут по крайней мере в качестве наглядного пособия фильм есть, да и в процессе обсуждения можно много нового узнать - например о бессовестно врущим за деньги Торне. Это тоже своего рода показатель.

chucker_mpa

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

chucker_mpa

2 years ago

eugene_df

2 years ago

chucker_mpa

2 years ago

ft_28

2 years ago

chucker_mpa

2 years ago

ft_28

2 years ago

один из самых адских адов - это доска с формулами :) ну не бывает так, доска выглядит примерно как доски в Теории большого взрыва.
пара вопросов по тому, что вы пересказали, всё же остаётся. например, как они пересекают горизонт за конечное время? конечно, над истинным горизонтом в метрике Керра, например, есть "мнимый" горизонт (забыл, как его зовут по-настоящему), если летать между ними, то, возможно, можно откатиться назад по времени, но сингулярность же всё равно скрыта, и за конечное по земным часам время до нее не долететь, так?
опять же стабильность и замкнутость орбит вызывает сомнения.
Хм, я астрофизиком не работал, и уж тем более с Торном. Но вообще есть же вот подобные фотографии - значит доски они все же используют.


Про доску и формулы в книге тоже кстати было писано. Касательно орбит - вопрос в том, о каком промежутке времени мы говорим. Если система устойчива, почему она не может просуществовать хотя бы миллион лет. По астрономическим меркам это пшик - но не по человеческим. К тому же, в долгосрочной перспективе стабильных орбит нет вообще - в нашей Солнечной системе существует определенная отличная от нуля вероятность столкновения планет в ближайший миллиард лет.

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

vincentfischer

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

vincentfischer

2 years ago

nero_schwarz

2 years ago

vincentfischer

2 years ago

britva_

2 years ago

vincentfischer

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

vincentfischer

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

hilton_drw

2 years ago

eugene_df

2 years ago

eugene_df

2 years ago

Deleted comment

eugene_df

2 years ago

vincentfischer

2 years ago

vincentfischer

2 years ago

Было-бы круче если-бы они вместо Майкла Кейна, взяли-бы Сасскинда. Он бы походил взад-вперёд часов 20-25, сжевал печенек килограм десять, поёрничал и на пальцах всё всем объяснил.
Пользователь rahil_rahlenko сослался на вашу запись в своей записи «The Science of Interstellar» в контексте: [...] Оригинал взят у в The Science of Interstellar [...]

Anonymous

December 9 2014, 16:48:33 UTC 2 years ago

Вброшу свои скромные пять копеечек в обсуждение. На мой взгляд самая главная проблема фильма не в логических, технических или научных ляпах. Отнюдь нет. Главная проблема в том, что непонятна целевая аудитория фильма. Т.е. что пытается сказать Нолан и кому? Если это исключительно художественный фильм, про "чувства, любовь и в всё такое", то зачем такой сложносочинённый и перекрученный сюжет. Сужу по своему окружению. Мои знакомые, которые бесконечно далеки от науки, называют фильм неплохим, но "гружёным" и затянутым. Если же это твёрдая научная фантастика в стиле столпов жанра, то зачем здесь такое невероятное количество ляпов и несоответствий? Зачем эти нотки приторной мыльной оперы для домохозяек? Люди, интересующиеся астрофизикой, на волне рекламы и обещаний режиссёра ожидали чуть ли не эпического полотна уровня "Одиссеи 2001", а тут такое крушение надежд. Отсюда и весь выплёскивающийся негатив - это прах надежд, сгоревших в аккреционном диске Гаргантюа.

Теперь о хорошем. На достаточно высоком уровне выполнены спецэффекты, показанный эффект линзирования от чёрной дыры очаровывает. Игра актёров не вызывает явного отторжения - и на том спасибо. Музыкальное сопровождение выше всяких похвал, букет цветов Гансу Циммеру. Нолану твёрдая тройка с плюсом за то, что не боится браться за такие масштабные проекты.

P.S. Если хотя бы одного из тысячи школьников данный фильм сподвигнет на прочтение научно-популярной книги, то это, по моему скромному мнению, окупит кино на все сто.

Vadim Krasnobelmov

December 14 2014, 15:52:04 UTC 2 years ago Edited:  December 14 2014, 20:31:26 UTC

Одиссея эпична в силу того что выгоднее снимать фильмы про суперменов и с конкурентами у этого фильма не густо. Хотя как таковой эпичности там и нет, достаточной камерный фильм про пару космонавтов, смерть всем человекам робота и космическую гигантскую плитку шоколада + немного классической музыки. ИМХО так Солярис Тарковского уделает по "камерной эпичности" эту Одиссею. Тем более не стоит забывать, что Кубрик просто перенял все что можно у советских фантастических фильмов (и не только технику съемки, вплоть даже до отдельных отрывков).
Так что фильм хороший, но его эпичность все же под вопросом. Но это чисто мое мнение.

Interstellar собственно не хуже Одиссеи, а с научной точки зрения он его превосходит, уступая разве что "Контакту". Неоправданные ожидание объясняет совершенно другим - зажрались. Эт как история с Аполлоном-13 - никто не обратил внимание на этот полет и даже по телевизору бы его не показали , если бы он прошел нормально, настолько американцы пресытились лунными полетами.
Ну и каждому клерчонку хочется показаться умным и найти ляпы. И чем умнее оппонент, тем сильнее желание. Если ляпы не находятся, то клерчата теряют самообладание и начинается поиск проблем там где их нет.
А кому-то просто режиссерская манера Нолана не нравиться и я таких людей много знаю...на вкус и цвет...
А так фильм имеет оценку 8.9/10 по IMDB что вообще-то очень круто и больше чем пресловутая Одиссея 2001 и это вполне ожидаемо.

Anonymous

2 years ago

Vadim Krasnobelmov

2 years ago

art_line

2 years ago

Взлетают с Земли на ракете с несколькими ступенями, и в то же время на двигателях корабля с других планет.
Где-то там звучало о сопоставимой с земной гравитационной постоянной. Прошу прощения если уже было,
ознакомился с комментами бегло, но не очень понимаю как это объяснить
Взлет с помощью ракеты позволяет сэкономить топливо для дальнейшего путешествия. Если бы вы знали сколько космических миссий пришлось прекратить из-за того, что аппаратов кончилось топливо, а космических дозаправщиков пока не существует.

andrey_zorin

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

andrey_zorin

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

andrey_zorin

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

andrey_zorin

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

andrey_zorin

2 years ago

ft_28

2 years ago

andrey_zorin

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

vincentfischer

2 years ago

Deleted comment

vincentfischer

2 years ago

ft_28

2 years ago

eugene_df

2 years ago

art_line

2 years ago

Vadim Krasnobelmov

2 years ago

ins0mnis

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

ft_28

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

eugene_df

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

kiri2ll

2 years ago

Как читавшему "Фиаско" Лема, но еще не смотревшему "Интерстеллар", мне представляется пока, что идея с темпоральной гаванью в коллапсаре позаимствована. Нет?
Скорее нет. У Лема экспедиция намеренно пользовались этим способом, тут же замедление времени это нежделательный для экипажа эффект, которого они были бы рады избежать.
"Если бы фильм "Метро" снимали так как это должно было бы быть в реальности , то это был не фильм а инструкция по технике безопасности"
(отзыв работника метрополитена о к/ф "Метро")

В плюсах у фильма - попытка показать с точки зрения современной физики некоторые явления, которые в обычной жизни не встретишь :)
Торну пришлось идти на поводу у сценаристов, подгоняя науку под желаемый результат. Но тут ничего не попишешь (см. первую фразу).
Фильм - ценен как попытка привлечь внимание детей маленьких и больших к необычному. Конечно , кто-то забудет, кто-то будет плеваться, но
ведь найдется кто-то, кого показанная картинка заворожит, оставит незабываемое впечатление, определит жизненный путь; после таких фильмов
и появляются новые торны :-) (ну если уже слишком поздно, то хотя бы будет стимул освежить знания полученные в школе и даже немного
углубить и расширить их ) .
Музыка - просто отличная. Игра актеров в основном понравилась

Далее будут спойлеры - потому кто не смотрел лучше пропустить все и перейти к последнему абзацу

В минусах (их на самом деле очень и очень много) - крайне слабая социальная модель происходящего на Земле (вернее практическое отсутствие таковой).
Жрать вроде нечего (кроме кукурузы, да и той вот-вот не станет), дышать тоже фигово - тучи пыли из бактерий пожравших азот (кстати а куда он потом делся ?
Или бактерии после пожирания транспортировали его прямиком в чревоточину ? ) . И вот на фоне всего этого конца света полная идиллия и непротивление злу насилия.
Такое впечатление, что люди , которые там живут, прямиком попали туда из романа Лема "Возвращение со звезд". Всем все по-фигу. И пыль и что жрать вот-вот нечего будет .
Максимум на что они способны - давайте делать больше фермеров и сажать больше кукурузы. Социальных возмущений - ноль . Попыток урвать себе
больше кукурузы/кислорода/самок и т.п. - ноль ! Фаллаут без фаллаута короче.
В минусах невнятная логика поступков. Собственно логичен там только Манн, который хоть тушкой , хоть чучелом, но желает "вернуться взад ", а там - хоть
трава не расти.

Чем оказался любопытен фильм для меня - это попыткой показать взаимоотношения Человека и Космоса. Как скажется на нем эта черная бездна неизвестности ?
Что он оставляет на Земле и что получает взамен , нужен ли такой размен и если нужен , то кому и зачем ?. Сможет ли он остаться человеком или Космос
сломает его ? Если угодно, это некая интерпретация Сталкера : Космос - Зона и в ней Человек - Сталкер.
Спасибо за краткий обзор книги:) Эх, жаль её нет и на немецком, по крайней мере я не нашёл. Хотелось бы перед просмотром почитать книгу, чтобы больше проникнуться сюжетом. Впрочем, если фильм хороший, ничто не мешает посмотреть его два раза:D
эпичную битву с диванными астрофизиками из комментов можно смело экранизировать:)

Deleted comment

yozas_gubka

2 years ago

Пользователь bankaroma2 сослался на вашу запись в своей записи «Интерстеллар. 2014. И в заключении.» в контексте: [...] относиться к фильму, режиссеру, фейлам и винам произведения ( вот, кстати, замечательная рецензия [...]
Пользователь belle12386 сослался на вашу запись в своей записи «The Science of Interstellar» в контексте: [...] Оригинал взят у в The Science of Interstellar [...]
Спасибо большое за пост!
Интерстеллар смотрела с большим удовольствием. Признаюсь честно, некоторые моменты в фильме я упустила, потому как ходила в кино в три приема (дома маленький ребенок).

Конечно, доморощенный астрофизик переодически давал о себе знать :-) скепсисом по поводу того, разумно ли заселять планету возле черной дыры и что же ищет все же в космосе человечество. Так что большое спасибо за обзор этой книги. Вряд ли у меня дойдут руки ее прочитать. Все же научно-популярные теории, которые я с увлечением читала еще лет 10 назад вышли из моды, и про то, что ныне считается возможным попасть за горизонт черной дыры, да еще и в обозримое время для внешнего наблюдателя время я не знала.

Но это все не важно, фильм, лично мне подарил чувство “катарсиса”.
Мне очень понравилось уважение к зрителю проявленное режиссер, зрителя не держат за идиота :-) Я немного занималась сценариями для видео-роликов, и эта концентрированная подача предистории в первой части фильма приятно щекотала эстетическое чувство.

И да, благодаря вам поняла, почему весь этот антураж: человек в космосе - получился таким осязаемо достоверным. И космос получился огромным, и человек хрупким, и технологии “настоящими”. А это благодаря любви Нолана к “реальным” макетам. (Честно говоря кое-где немного более аккуратные спец-эффекты не помешали бы, но это уже придирки).
Спасибо большое за пост!
Интерстеллар смотрела с большим удовольствием. Признаюсь честно, некоторые моменты в фильме я упустила, потому как ходила в кино в три приема (дома маленький ребенок).

Конечно, доморощенный астрофизик переодически давал о себе знать :-) скепсисом по поводу того, разумно ли заселять планету возле черной дыры и что же ищет все же в космосе человечество. Так что большое спасибо за обзор этой книги. Вряд ли у меня дойдут руки ее прочитать. Все же научно-популярные теории, которые я с увлечением читала еще лет 10 назад вышли из моды, и про то, что ныне считается возможным попасть за горизонт черной дыры, да еще и в обозримое время для внешнего наблюдателя время я не знала.

Но это все не важно, фильм, лично мне подарил чувство “катарсиса”.
Мне очень понравилось уважение к зрителю проявленное режиссер, зрителя не держат за идиота :-) Я немного занималась сценариями для видео-роликов, и эта концентрированная подача предистории в первой части фильма приятно щекотала эстетическое чувство.

И да, благодаря вам поняла, почему весь этот антураж: человек в космосе - получился таким осязаемо достоверным. И космос получился огромным, и человек хрупким, и технологии “настоящими”. А это благодаря любви Нолана к “реальным” макетам. (Честно говоря кое-где немного более аккуратные спец-эффекты не помешали бы, но это уже придирки).
Поздравляю с днем рождения! Счастья бесконечного:)
Спасибо за статью! Как раз вчера фильм посмотрел - до сих пор под впечатлением.

cosmonaut61

March 19 2016, 18:26:53 UTC 1 year ago Edited:  March 19 2016, 18:28:09 UTC

Про научную фантастику и кино.
Тут будет уместно вспомнить интервью Лема: "Содерберг сделал «Солярис» — я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского… <...> Мне ведь не говорили, чтобы я соглашался, потому что заработаю денег, а только «вы не имеете понятия, какие технические возможности есть у Голливуда», и я поверил. Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссёр, выкроит из этого какую-то любовь, это меня раздражает. Любовь в космосе интересует меня в наименьшей степени. "

Может быть, любовь — это нечто большее, что мы не в силах — пока! — осознать. Может быть, это свидетельство чего-то, артефакт какого-то другого измерения, которое мы не в состоянии постичь. И меня тянет через всю вселенную к человеку, которого я не видела десять лет, и который, возможно, уже мёртв. Любовь — это единственное доступное нам чувство, способное выйти за пределы времени и пространства. Может, нам стоит довериться ей, даже если мы не понимаем её сути? — при выборе планеты, к которой лететь следующей, Амелия настаивает на Эдмундсе, а не на Манне...

Всё, на этом можно было заканчивать с наукой, с научной фантастикой. Выбирая дальнейший действия, на краю черной дыры, руководствоваться любовью... Но создатели фильма идут ещё дальше. Главный герой в конце фильма подытоживает, что Амелия таки права, любовь - вот ключ ко всем процессам во всей Вселенной! Занавес.

Про очередное спасение человечества (как минимум самой демократической его части) Брюсом Уиллисом Мэтью Макконахи через самопожертвование по замыслу создателей, видимо, должно как и прежде вселять в жующую попкорн аудиторию, что население этой самой планеты может гадить и разрушать Землю, ведь спаситель где-то рядом...