Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Аппарат “Dawn” возвращается в строй

Самое долгожданное космическое событие 2015, это вероятно пролет “Новыми горизонтами” Плутона. Но не стоит забывать, что в следующем году мы также впервые увидим и другое небесное тело -  Цереру, самый крупный объект  в поясе астероидов, которое я более чем уверен тоже преподнесет массу сюрпризов. Причем, если свидание с Плутоном будет весьма скоротечным и продлится неделю, то Церера по существующему плану будет изучаться как минимум несколько месяцев.
Церера глазами телескопа "Хаббл"

Эту возможность нам подарила двигательная установка аппарата “Dawn”, который в данный момент направляется к Церере. Она состоит из трех ксеноновых ионных двигателей, каждый из которых имеет тягу 91 мН (что сопоставимо с силой, требуемой для удержания в вытянутой руке листка бумаги) и удельный импульс 3100 с. Чтобы разогнаться от 0 до 100 км/ч "Dawn" требуется 4 суток, что может показаться не слишком быстрым для космического аппарата. Однако, преимущество ионных двигателей по сравнению с обычными состоит в том, что они потребляют крайне мало топлива и при этом могут работать годами, что позволяет за длительный промежуток времени разогнать зонд до скоростей, недоступных обычным химическим двигателям.
На максимальной тяге, “Dawn” тратит лишь 280 грамм ксенонового топлива в сутки - всего же на его борту на момент старта в 2007 году было 485 килограмм топлива, которых, согласно расчетам, должно было хватить минимум на 2100 дней непрерывной работы. Во время полета, двигатели работают практически непрерывно: “Dawn” выключает их лишь один раз в неделю на несколько часов, чтобы развернуться и навести антенну на Землю. Благодаря ионным двигателям “Dawn” оказался способен на то, что не позволяют традиционные технологии:  вначале в 2011 году выйти на орбиту астероида Веста,  произучать его почти год, а затем покинуть небесное тело и направиться к Церере.
Однако именно с двигателями и случилась проблема. Как я уже сказал, у аппарата их три, но постоянно работает лишь один из них. 11 сентября работающий двигатель "Dawn" неожиданно потерял тягу, после чего зонд вошел в безопасный режим. Кроме того, забарахлила антенна, и инженерам пришлось переключиться на запасную, которая имеет меньшую скорость передачи данных.

Анализ показал, что причиной сбоя  стал отказ одного из электронных компонентов системы управления двигателем – предположительно, из-за высокоэнергетической частицы (она также вызывала сбой связи). Нечто подобное уже приключилось с зондом в 2011 году. В результате, инженеры решили действовать также, как и три года назаж - 15 сентября “Dawn” переключился на другой двигатель (у каждого из них своя собственная система управления) и произвел перезагрузку компьютера, что позволило восстановить работу основной антенны. Из-за этого сбоя, сроки прибытия к Церересместились – аппарат прибудет туда на месяц позже, в апреле 2015 года. Но как говорится, лучше уж поздно, чем никогда. Будем надеяться, что это остаток пути “Dawn” пройдет без каких бы то ни было проблем.

Tags: dawn, Астрономия, космос
Subscribe
promo kiri2ll december 18, 2015 20:00 56
Buy for 30 tokens
Небольшое объявление. В настоящее время я рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно как у меня в блоге : космос, высокие технологии или же кино и все что с ним связано. Впрочем, учитывая реалии, вполне могу рассмотреть и другие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments