Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Аппарат “Dawn” возвращается в строй

Самое долгожданное космическое событие 2015, это вероятно пролет “Новыми горизонтами” Плутона. Но не стоит забывать, что в следующем году мы также впервые увидим и другое небесное тело -  Цереру, самый крупный объект  в поясе астероидов, которое я более чем уверен тоже преподнесет массу сюрпризов. Причем, если свидание с Плутоном будет весьма скоротечным и продлится неделю, то Церера по существующему плану будет изучаться как минимум несколько месяцев.
Церера глазами телескопа "Хаббл"

Эту возможность нам подарила двигательная установка аппарата “Dawn”, который в данный момент направляется к Церере. Она состоит из трех ксеноновых ионных двигателей, каждый из которых имеет тягу 91 мН (что сопоставимо с силой, требуемой для удержания в вытянутой руке листка бумаги) и удельный импульс 3100 с. Чтобы разогнаться от 0 до 100 км/ч "Dawn" требуется 4 суток, что может показаться не слишком быстрым для космического аппарата. Однако, преимущество ионных двигателей по сравнению с обычными состоит в том, что они потребляют крайне мало топлива и при этом могут работать годами, что позволяет за длительный промежуток времени разогнать зонд до скоростей, недоступных обычным химическим двигателям.
На максимальной тяге, “Dawn” тратит лишь 280 грамм ксенонового топлива в сутки - всего же на его борту на момент старта в 2007 году было 485 килограмм топлива, которых, согласно расчетам, должно было хватить минимум на 2100 дней непрерывной работы. Во время полета, двигатели работают практически непрерывно: “Dawn” выключает их лишь один раз в неделю на несколько часов, чтобы развернуться и навести антенну на Землю. Благодаря ионным двигателям “Dawn” оказался способен на то, что не позволяют традиционные технологии:  вначале в 2011 году выйти на орбиту астероида Веста,  произучать его почти год, а затем покинуть небесное тело и направиться к Церере.
Однако именно с двигателями и случилась проблема. Как я уже сказал, у аппарата их три, но постоянно работает лишь один из них. 11 сентября работающий двигатель "Dawn" неожиданно потерял тягу, после чего зонд вошел в безопасный режим. Кроме того, забарахлила антенна, и инженерам пришлось переключиться на запасную, которая имеет меньшую скорость передачи данных.

Анализ показал, что причиной сбоя  стал отказ одного из электронных компонентов системы управления двигателем – предположительно, из-за высокоэнергетической частицы (она также вызывала сбой связи). Нечто подобное уже приключилось с зондом в 2011 году. В результате, инженеры решили действовать также, как и три года назаж - 15 сентября “Dawn” переключился на другой двигатель (у каждого из них своя собственная система управления) и произвел перезагрузку компьютера, что позволило восстановить работу основной антенны. Из-за этого сбоя, сроки прибытия к Церересместились – аппарат прибудет туда на месяц позже, в апреле 2015 года. Но как говорится, лучше уж поздно, чем никогда. Будем надеяться, что это остаток пути “Dawn” пройдет без каких бы то ни было проблем.

Tags: dawn, Астрономия, космос
Subscribe
promo kiri2ll december 18, 2015 20:00 56
Buy for 30 tokens
Небольшое объявление. В настоящее время я рассматриваю предложения по поводу возможной работы/сотрудничества. Желательная тематика — примерно как у меня в блоге : космос, высокие технологии или же кино и все что с ним связано. Впрочем, учитывая реалии, вполне могу рассмотреть и другие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments