Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
Кирилл Размыслович
kiri2ll

Мнение о сценариях х/ф “Стрингер” и “Из машины”

Что объединяет Дэна Гилроя и Алекса Гарленда? Во-первых, они оба сценаристы. Гилрой  отметился своим участием в многолетней эпопее под названием “Супермен жив”, такими проектами как “Живая сталь”, “Деньги на двоих” ну и конечно совместной работой со своим братом Тони над “Деградацией Эволюцией Борна”. Гарленд известен главным образом по своему сотрудничеству с Дэнни Бойлом, а именно: “Пляж”, “Пекло” и “28 дней спустя”. Также у него в активе есть сценарий нового “Дредда” (по слухам, во время съемок он также выполнял некоторые режиссерские обязанности) и участие  в многострадальной экранизации “Halo”.

Во-вторых,  в какой-то момент они оба  решили, что способны на большее и решили попробовать свои силы в режиссуре. Проект Гарленда называется “Из машины” (Ex Machina), проект Гилроя наши локализаторы окрестили “Стрингер” (Nightcrawler). И пускай оба сценария не слишком большие по размаху и возможно не будут выходить в широкий прокат,  но и для того и для другого это тест на профпригодность в качестве режиссера. Так что рассмотрим, какие же сценарии  Гарленд и Гилрой выбрали для своего дебюта.

“Стрингер” (Nightcrawler)

В центре истории Гилроя находится молодой человек по имени Лу Блум. И сразу стоит сказать, что он, мягко говоря, странный. У Лу нет никакого образования, но он постоянно употребляет  в своей речи огромные сложные выражения, почерпнутыми им из онлайн-курсов и учебников. Лу предпочитает женщин в возрасте. А еще, у него очень расплывчатые представления о морали – ему ничего не стоит украсть что-то, соврать, а порой просто ограбить человека.
И самое главное, Лу очень хочет добиться успеха и выбиться в люди. Вот только понятия не имеет каким образом это сделать.  Озарение приходит, когда Лу становится свидетелем автокатастрофы. На место ДТП прибывает пара журналистов-фрилансеров, которые снимают жертв, разбитые машины, а затем быстро продают это видео на один из новостных каналов.

Теперь Лу понял, кем он хочет стать. Он покупает камеру, сканер, учит полицейские коды и начинает гонять по ночному Лос-Анджелесу в поисках убийств, катастроф, пожаров. И он быстро добивается успеха, ибо в отличии от всех своих конкурентов,  у Лу нет абсолютно никаких тормозов и внутренних ограничений. Он носится на своем джипе на запредельных скоростях совершенно не боясь разбиться. Для него не составляет никакой проблемы проникнуть в дом жертв перестрелки, или поснимать крупным планом умирающего человека.
Лу вскоре находит один из каналов, который отчаянно пытается поднять свои падающие рейтинги, и готов покупать у Лу его материал. Принцип просто: xем больше крови,  тем  выше рейтинги и соответственно тем больше денег. И вот в какой-то момент, Лу начинает помогать создавать “сюжеты”. Например, пока нет свидителей, можно перетащить труп чтобы он красивее смотрелся в кадре. Или вообще, напрямую поспособствовать возникновению опасной ситуации…

По сути, сценарий Гилроя это театр одного персонажа, которого с одной стороны презираешь и хочешь, чтобы его постигла расплата, а с другой с каким-то болезненным любопытством следишь за его “карьерой”: как он лжет, совершает преступления и шантажирует окружающих чтобы добиться своих целей. Это в чем-то схоже с затягивающим эффектом от всех этих чернушных передач.

И разумеется, при чтении работы Гилроя возникают прямые ассоциации с “Таксистом”: тот же ночной город, наполненный грязью, преступностью, по которому рассекает главный герой. Вот только если  Трэвис Бикл действовал исходя из, пускай и своих, но представлений о добре и зле, то Лу одержим исключительно желанием добиться успеха. А остальное не имеет значение.

Роль Лу исполняет Джейк Джилленхол и на мой взгляд это одна из самых оптимальных кандидатур. Премьера “Стрингера” пока что намечена на осень, и тогда то мы и оценим режиссерский талант Гилроя – все таки создать на бумаге запоминающегося персонажа и найти под него правильного актера, это только полдела. Надо еще и снять фильм.

"Из машины" (Ex Machina)

Сценарий Гарленда повествует о молодом человеке, по имени Калеб, который выигрывает в лотерею, проводимую среди сотрудников крупной корпорации. Приз – недельное пребывание в доме основателя компании, миллиардера Натана.

По прибытии в дом Натана, который находится вдали от цивилизации, Калеб узнает, что все не так просто. Натан, который не намного старше Калеба, предлагает ему  выбор: или неделю просто отдыхать, болтать о жизни, пить пиво и т.п.  Или же поучаствовать в эксперименте, который позволит ему войти в историю.
Разумеется Калеб выбирает второе. Подписав соглашение о неразглашении, герой узнает что его босс построил женщину-робота по имени Ава и хочет чтобы Калеб провел на ней тест Тюринга и оценил, действительно ли его создание обладает настоящим искусственным интеллектом или лишь имитирует его. Герой начинает тестировать Аву - и чем больше они общаются, тем сильнее он осознает что Натан скрывает какую-то тайну…
Гарленд профессиональный автор и он всегда пишет на весьма приличном уровне. “Из машины” не исключение – его работа легко читается и хорошо воспринимается. Но сам сюжет достаточно прост и развивается, я бы сказал, в весьма предсказуемом направлении. При чтении я пару раз вспоминал прошлогоднюю “Машину”, которая  кстати тоже была британская, и в которой затрагивались схожие темы определения искусственного интеллекта, теста Тюринга и женщины-робот. Так вот, несмотря на то, что та картина показалась мне достаточно сумбурной, там на мой взгляд было побольше интересных задумок, чем в “Из машины”.

У Гарленда же, пускай все четко, но по мне не хватает какой-то изюминки. При том, что по ходу действия у него возникает несколько интересных возможностей для развития сюжета, но на мой взгляд из них он выбрал самый очевидный вариант и будь это уже готовым фильмом, я бы вряд ли стал его впоследствии пересматривать. Хотя справедливости ради скажу, что в финале у него есть один штрих, который показался мне достаточно интересным.
Еще я должен заметить, что главный герой получился у него достаточно невзрачным. На весь сценарий по сути всего три персонажа и самый интересный из них это не Калеб, а именно Натан.

В заключение скажу, что на титульной странице прочитанного сценария стоит отметка “версия 0.8.” Так что надеюсь,  что у Гарленда есть и доработанная “версия 1.0.” - все таки ради своего дебюта он вполне мог еще поработать над сюжетом и персонажами. А вот сделал он это или нет, мы узнаем в январе 2015 года.


Tags: Обзоры сценариев, триллер, фантастика
Subscribe
Buy for 40 tokens
Джованни, - нетипичный итальянец. Во-первых, он мало жестикулирует, хотя сам родом из Неаполя, а там этим, как принято думать в России, занимается каждый. Если попросить, то, конечно, Джованни с удовольствием помашет сжатыми пальцами перед объективом камеры, и даже споет “Sole mio”, но не более…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments